Kulick.Magazine, живопись, жанры живописи, музей, портрет, натюрморт, пейзаж

Как разбираться в живописи? Иерархия жанров

Народная тропа к шедеврам Фриды Кало не зарастает, в город вернулись картины Серова с московских гастролей и поговаривают, что Русский Музей может закрыться на ремонт. Самое время отправиться в выходные на вернисаж, а не потеряться в многообразии прекрасного поможет наш путеводитель по жанрам.


Как разбираться в живописи расскажет свободный автор: Маша Велисавлевич


При анализе картины нужно учитывать большое количество моментов, например, для чего та или иная деталь и почему выбраны именно эти цвета. Но самый первый вопрос, который задает искусствовед: «Что изображено на картине?». Ответ найдется в категории жанра. Именно жанр картины дает нам понять, что мы видим на живописном полотне. Надо отметить, что у жанрового подразделения есть определенная иерархия. Это значит, что один вид стоит выше другого. Давайте рассмотрим поближе, как все устроено.

1. Первым и самым главным жанром является исторический. Еще его можно определить как религиозно-мифологический. На таких картинах мы видим сцены из Ветхого Завета, батальные сюжеты и другие исторические события. Выше всех этот жанр стоит потому, что изображает то, что происходило на самом деле или то, что основано на исторических текстах. Историческая картина является материалом для ученых при исследовании прошлого,  она носит нравоучительный и повествовательный характер. Такая живопись не может быть комичной, она всегда изображает важное событие.

битва

Примером исторического жанра является три полотна середины XV века «Битвы при Сан-Романо» итальянского художника Раннего Возрождения Паоло Уччелло. Картина изображает сражение между войсками Флоренции и армией Сиены, которое состоялось 1 июня 1432 года.

2. Следующий жанр в иерархии — портрет. Прежде всего надо сказать, что ранние портреты всегда изображали богатых людей. Только те, у кого были деньги, могли позволить себе быть запечатленными на годы благодаря художнику. Если возвращаться к философии Возрождения, то здесь мы бесспорно можем объяснить, что человек находится в центре мира, и портрет тоже ставит его в середину визуального восприятия. Когда мы смотрим на портрет, редко что отвлекает наше внимание, даже детали, которые окружают человека, тоже дают нам понятие о характере героя, о его роде деятельности.

джоконда

Думаю, что определить портрет будет не сложно даже для простого любителя живописи. В качестве примера приведем всем известную «Джоконду» Леонардо да Винчи. Надо отметить, что существует еще такой поджанр, как групповой портрет, наиболее популярный в Голландии. Его специально заказывали известные люди для того, чтобы быть изображенными вместе, и после вешать картину в местах общего собрания.

3. Бытовая картина стоит на третьем месте, поскольку изображает чаще простых  людей в типичных бытовых условиях.  В отличие от исторического жанра, бытовая картина может быть комичной и высмеивать людей, их пороки и поведение.

молочница

Два превосходных мастера бытового жанра — Караваджо и Ян Вермеер. Караваджо часто любил изображать пьяниц, неприятных персонажей, вызывающих у зрителя негативные эмоции. Его картина «Шулеры» рассказывает об обмане в игре. Вермеер же является полной противоположностью Караваджо. Он изображает приятные сцены в камерной обстановке, где мы внимательно смотрим на то, как обустроен быт. Например, картина «Молочница» изображает девушку в синем, которая переливает молоко из кувшина в некий чан. Здесь мы можем наблюдать, какой посудой пользуются жители дома, какую пищу едят, какие элементы декора присутствуют в интерьере.

4. Пейзаж занимает четвертую позицию в иерархии жанров. По смысловой идее пейзажа люди подчинены природе. Как мы выяснили, исходя из  ренессансного мировоззрения, человек стоит выше природы. Почему так важно упомянуть об эпохе Возрождения? Все потому, что сама иерархия появилась именно в это время. Люди согласно своим «приоритетам» определяют, что для них является более значимым в изображении, а что менее.

вал

Для иллюстрации этого жанра отлично подойдут картины художника-мариниста Ивана Айвазовского.

5. Пятый и последний пункт в иерархии жанров искусствоведы отвели натюрморту , то есть изображению «мертвой природы». Но это вовсе не означает, что на картинах этого жанра мы обязательно видим засохшие цветы, напротив  — это изображение всего неживого в огромном своем разнообразии.

1400328138_korzina-s-fruktami

Существует огромное количество поджанров, такие как цветочные натюрморты, рыбные, фруктовые, курительные (изображение приборов для курения и табака). Надо сказать, что этот вид считают самым молодым жанром, первым натюрмортом в истории искусства называют «Корзину с фруктами» Караваджо 1596 года.

Конечно, существуют спорные картины, когда сложно определить однозначно, к какому жанру относится полотно. Но это не должно составить труда, если немного включить логику и внутреннее чутье. Так ответив на вопрос: «Что художник изобразил на своем полотне?» —  можно смело приступать к следующему для анализа вопросу: «Как он этого сделал?». Надеемся, что наш небольшой обзор жанрового мира живописи сделает ваше посещение музея еще более приятным и информативным.


В качестве заглавной иллюстрации использована картина художника Алексея Сергиенко.