спектакль маскарад воспоминания

Театральная машина времени

Бешеная популярность настигла спектакль Валерия Фокина «Маскарад: Воспоминания будущего» в этом году, несмотря на то, что его премьера состоялась еще в сентябре 2014 года. Поспособствовала ли этому главная роль Дмитрия Лысенкова (исполнителя роли Арбенина) в сериале «Бедные люди» на ТНТ или нет — неизвестно, однако внимание к данной постановке возрастает с каждым месяцем.


Свободный автор: Екатериана Рубайко


«Маскарад: Воспоминания будущего» был поставлен по драме русского писателя и поэта М.Ю. Лермонтова, однако данная постановка не является полным прочтением оригинального сценария. Режиссер Валерий Фокин, создавая свой «Маскарад», опирался не конкретно на текст Лермонтова, а на кадры и тексты легендарного спектакля «Маскарад», поставленного Всеволодом Мейерхольдом за несколько дней до революции 1917 года. Тогда самый дорогой спектакль в истории русского театра произвел настоящий фурор в петербуржском обществе. И вот почти сто лет спустя, на сцене Александринского театра, Фокин решился на возрождение легенды и более того, на её видоизменение под стать современности, конечно, с использованием новейших технологий, художественных театральных приемов и саркастических вставок о пороках общества XXI века.
Стоит напомнить, что же из себя представляет драма Лермонтова, о которой идет речь. Главный герой пьесы- Евгений Александрович Арбенин наделен острым умом, мятежной волей и, ко всему прочему, большим состоянием. Он — человек с тяжелой судьбой и истерзанной душой, который не может доверять даже самым близким ему людям. Цепь странных событий на роковом маскараде приводит к тому, что Арбенин начинает подозревать свою жену Нину в измене с его приятелем Звездичем. Пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, Арбенин отравляет свою жену. Однако после герой узнает, что жена ему не изменяла, и он сходит с ума от гнетущего чувства вина.
С первых секунд спектакля зритель погружается в атмосферу настоящего маскарада XIX века, где люди в изумительных костюмах кружатся в ритме вальса. И именно во время этого действа разворачивается трагедия в жизни супружеской пары- Евгения и Нины Арбениных.
Всего в два часа спектакля Валерий Фокин поместил всё: и ту нелепую череду случайностей, которая привела к ожидаемо трагическому финалу; и психические диссонансы Арбенина; и масштабность рокового для Арбенина и его жены «маскерада»; и непревзойденную философию Лермонтова. Сам спектакль как будто бы расширен на три временных пространства: прошлое, настоящее и будущее. Новую жизнь в этом спектакле обрела и коллекция великолепных костюмов и бутафории спектакля 1917 года. То, как Фокин смог совместить атмосферу балов XIX века с огромным количеством современных вкраплений, вызывает восхищение. Таким образом, режиссер демонстрирует нам, что хоть и визуальные образы меняются с течением времени, драмы человеческой жизни остаются прежними. Слова, произнесенные Арбениным в обоих спектаклях: и 1917, и 2016 года звучат для нас одинаково актуально, а поднятые в них проблемы стоят перед нашим социумом одинаково остро.
Нельзя не отметить психоделическую атмосферу, царящую на сцене Александринского театра, когда идет спектакль «Маскарад». Медленный, но верный процесс потери рассудка главного героя показан устрашающе. Содрогающийся всем телом Арбенин под нагнетающую музыку и непрестанно звучащую сакральную фразу «Жаль, что поздно» впускает в свою душу демонов, отравляющих его чувствами безумной ревности и ненависти ко всему и всем, а прежде всего, к самому себе.
Безупречная эмоциональная игра Дмитрия Лысенкова, исполняющего роль главного героя, также впечатляет и восторгает. Лысенков филигранно изобразил, как человек, обладающий столь тонким умом, под давлением общества и собственной душевной опустошенности медленно сходит с ума. Однако заметно уступает актёру его сценическая партнерша- Елена Вожакина, которая явно переусердствовала с истеричностью своей героини (Нины Арбениной).
Уникальные современные технологии, потрясающая музыка, впечатляющая актерская игра- все это делает «Маскарад: Воспоминания будущего» спектаклем, поистине заслуживающем внимания. И неизменно аншлаговые залы – тому подтверждение. Рекомендуется к просмотру абсолютно всем.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.