Kulick.Magazinе, такой театр, волонтеры, питер

Такой Театр. Такие «Волонтеры»

Добровольная общественно-полезная деятельность по-ирландски. Обзор спектакля «Волонтеры» «Такого театра» от свободного автора Ирины Петровой.


Свободный автор: Ирина Петрова
Фотограф: Александр Коптяев


Брайн Фрил – драматург и писатель ХХ века родом из Ирландии. Его пьесу «По доброй воле» взял за основу режиссер «Такого Театра» Александр Баргман и создал спектакль «Волонтеры». Премьера состоялась совсем недавно, в декабре 2015 года. Сюжет следующий: пятеро арестантов добровольно соглашаются отправиться на археологические раскопки, как альтернативный вариант отбывания наказания. С самого начала спектакля мы узнаем, что государство больше не намерено спонсировать этот исторический проект,  и для заключенных — это последний рабочий день, и скоро они вновь вернутся в места не столь отдаленные. Но обо всем по порядку.

С самого начала мое внимание привлекли декорации. На сцене стоит прямоугольный контейнер, условно разделенный на два этажа. Внизу – заключенные, наверху – начальство. Все предельно просто и ясно. Утро волонтеров начинается с того, что они со своего нижнего этажа подтрунивают и кидают острые шуточки Джорджу, управляющему раскопками. Но Джорджу все нипочем, он не реагирует на скабрезный юмор, пишет свои бумажки и рассматривает старинный кувшин. Кувшин для Джорджа – самое важное во всем этом пятимесячном мероприятии, он лично недосыпал и  склеивал тысячу осколков, найденных на раскопках. Ближе к конце действия он роняет фразу, глядя на свой драгоценный артефакт: «А может лишь ради этого и стоило затевать все это?». Позвольте, а как же люди?

Дело в том, что возвращение обратно в тюрьму – не просто неприятный факт для волонтеров. Это верная смерть. Арестантское братство, если его можно так назвать, не приняло и не простило того, что эти «выскочки», севшие в тюрьму по политической статье,  стали в итоге сотрудничать с государством. И вот после этого известия, которое сообщает своим друзьям по несчастью самый главный заводила Кини, трагикомедия обретает все более горькие нотки.

Интересно, что в спектакле очень мало времени уделяется рассказу о то, за что же попали в тюрьму волонтеры.  Будто бы и не было той жизни, на свободе, есть здесь и сейчас: утренний моцион, приколы и смех, выяснение, кто идет в выгребную яму и общение с местным скелетообразным другом (его археологи поневоле откопали кость за костью, и он стал им другом). Здесь нет места нытью, герои не позволяют жалеть себя зрителям, засыпая каждый мало-мальски драматические момент остротами.

«Волонтеры» — это не черно-белая история. Это рассказ о том, что человек может остаться человеком даже совершив преступление, он может любить, сострадать и не быть эгоистом. Может заботиться о ближнем и не быть подлецом. Помните поговорку: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся»? Оступиться может каждый. Для Джорджа важнее всего была ваза, которая в конце разлетелась на тысячу осколков. Вещь, которая ничего не чувствует, пустой бездушный сосуд.

А волонтеры с присущим им озорством отправились обратно в тюрьму, навстречу погибели. А я, покидая зрительный зал, подумала: «А может быть, все обойдется, и они останутся в живых? Не все же люди там  — звери..»