app

Спустись вниз и подними глаза: то, что вы наверняка не знали о Московском Метро

Каждое утро мы спускаемся в подземелье и вместе с угрюмой толпой сонно едем на учебу или работу. Часто ли мы смотрим по сторонам, находясь на той или иной  станции? А поднимали ли вы когда-нибудь глаза наверх (не из-за того, что люди в час пик двигаются совсем медленно и почти как зомби, а просто так, из любопытства)? Знаете ли вы хоть что-нибудь об этом необъятном организме, что значительно облегчает передвижения по городу?


Свободный автор и фотограф: Дарья Кочеткова


Кажется, сейчас самое время стряхнуть с себя пленку туманной повседневности и открыть для себя совсем иной мир!

Для начала несколько любопытных фактов о Московском Метрополитене:

  • По направлению к центру города и по часовой стрелке на кольцевой линии названия объявляет мужской голос, а от центра и против часовой – женский. Это было сделано специально для удобства передвижения слабовидящих или слепых пассажиров.
  • Согласно легенде, колдун и сподвижник Петра I Яков Брюс составил астрологическую карту Москвы. Многие считают, что Сталин взял ее за основу, планируя строительство метро. Именно поэтому на кольцевой линии 12 станций – каждой присвоен знак зодиака: «Курская» — Овну, «Таганская» — Тельцу, «Павелецкая» — Близнецам, «Добрынинская» — Раку, «Октябрьская» — Льву, «Парк культуры» — Деве, «Киевская» — Весам, «Краснопресненская» — Скорпиону, «Белорусская» — Стрельцу, «Новослободская» — Козерогу, «Проспект Мира» — Водолею, «Комсомольская» – Рыбам. Астрологи полагают, что, в зависимости от сектора, человек опредленного знака притягивает к себе те или иные жизненные ситуации.
  • За несколько недель до открытия (которое совершилось 15 мая 1935 года) в метро начали устраивать экскурсионные поездки, на которые можно было попасть только по специальным приглашениям.
  • Раньше оплату проезда проверяли контроллеры. Турникеты установили только в 1985 году.
  • Самая длинная ветка – Серпуховско-Тимирязевская (41 км), она единственная соединяется со всеми линиями метрополитена. Самая загруженная – Таганско-Краснопресненская. Самая старая – Сокольническая. Самая новая – Бутовская (открылась в 2003 году).

А теперь увлекательные подробности о пяти станциях Московского Метрополитена, о которых вы наверняка не знали.

«Кропоткинская»
Дата открытия: 15 мая 1935 года
Архитектор: А.Н. Душкин

kropotkinskaya1-kopiya

Такая тихая, просторная и по-особенному уютная «Кропоткинская» является одной из первых станций Московского Метрополитена и считается чуть ли не самой лучшей среди архитектурных достижений метрополитена. А.Н. Душкин, создатель, вдохновлялся древнеегипетскими храмами с лотосовидными колоннами, а на упреки в явном сходстве отвечал: «у них дворцы для фараонов, а у нас — для народа!».

Изначально станция называлась «Дворцом Советов» из-за так и нереализованного проекта по строительству грандиозного здания на месте Храма Христа Спасителя, в котором бы проводились съезды и празднества. Дальше фундамента строительство не пошло, поэтому в 1957 году станция была переименована в «Кропоткинскую».

Акустика станции настолько хороша, что раз в год, обычно в конце весны, на «Кропоткинской» проводят концерт, который называется «Ночь в метро».

«Комсомольская» (радиальная)
Дата открытия: 15 мая 1935 года
Архитекторы: Д. Н. Чечулин, А. Ф. Тархов

komsomolskayak1-kopiya

Эта станция является первой, на которую заехал пробный поезд 1 октября 1934 года, за семь месяцев до открытия метро. Так же «Комсомольская» — это первая и довольно долгое время единственная станция с пешеходными галереями (балконами), которые расположены над путями. Сейчас подобными являются «Бульвар Дмитрия Донского», «Зябликово», «Выставочная» и «Деловой центр».

«Комсомольская» (кольцевая)

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул:
— Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»

(Л. И. Лагина “Старик Хоттабыч»)

Дата открытия: 30 января 1952
Архитекторы: А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная

komsomolskayar2-kopiya

Эта станция стала своеобразными «воротами» в Москву, формирующими самые яркие впечатления о городе. Люди приезжают в столицу с Казанского, Ярославского или Ленинградского вокзала и тут же попадают в настоящий дворец.

В советское время станция являлась своеобразной надеждой, обещанием на светлое и роскошное будущее страны. Мозаики на потолке, выполненные художником П.Д. Кориным, рассказывают о подвигах великих русских героев, начиная от Александра Невского и заканчивая советскими солдатами у рейхстага. Это является визуализацией речи И.В. Сталина, которую он произнес на параде 7 ноября 1941 года, призывая людей вдохновляться «мужественными образами великих предков».

«Новослободская»
Дата открытия: 30 января 1952 года.
Архитектор: А. Душкин

novoslobodskaya1-kopiya

В советское время витражи вызывали у власти большие сомнения, так как ассоциировались только с культовыми сооружениями. Однако москвичам эти произведения искусства напоминали лишь прекрасные картины будто из подводного царства и лишь восхищали их.

Сделанные в Латвии по эскизам П. Корина 33 витража изображают представителей интеллигентных профессий – агронома, музыканта, художника, энергетика, географа и архитектора, остальные же арки занимают геометрические орнаменты.

На торцевой стене зала находится мозаичное полотно «Мир во всем мире». Интересно, что до разоблачения культа Сталина, ребенок тянул руки вовсе не к голубям, а к изображению вождя.

«Маяковская»
Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитектор: А. Душкин

mayakovskaya2-kopiya

«Маяковская» является одной из самых красивых станций Московского Метрополитена. Выполненная в стиле «сталинской неоклассики» с элементами авангардных конструкций, она напоминает космический дворец, в котором достойны находиться только высшие существа.

Колонны этой станции покрыты нержавеющей сталью самого высокого качества (что было крайне необычно во времена ее создания). Любопытно, что, если два человека встанут у противоположных колонн и один из них что-то скажет в нее, то второй обязательно это услышит. А еще, если взять монетку достоинством в два или пять рублей и ребром запустить ее вверх, то она пролетит через всю арку и упадет с другой стороны. По крайней мере, так гласят городские легенды.

Московское метро считается одной из главных достопримечательностей столицы, и, я думаю, жителям города совсем не стоит про это забывать.


Kulick.Magazine — культура и искусство