Фестиваль индийского кино

Индийское кино в Москве. «Розовый»

В Москве проходит фестиваль индийского кино. Первым фильмом, показанным в рамках фестиваля, стал триллер под названием «Розовый». Картина очень злободневна, и в Индии она вызвала широкий общественный резонанс. Kulick.Magazine побывал на премьерном показе и рассказывает, почему фильм крайне актуален и для нас с вами.


Свободный автор: Анастасия Акопова


Фестиваль индийского кино (IFF-R) проводится в Москве уже в третий раз, и целью его является расширение культурных связей и обмен достижениями современной киноиндустрии России и Индии. На открытии кинофестиваля присутствовали посол Индии в Российской Федерации г-н Панкадж Саран и Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. Почетными гостями мероприятия также стали известная индийская актриса Пуджа Бхатт и продюсер Шил Кумар, представивший фильм «Розовый».

Все мы любим индийское кино за его песни, танцы, диковинные костюмы, сумасшедшие любовные истории и умопомрачительные драки. Некоторые индийские режиссеры по-прежнему отдают дань традициям и изображают в своих картинах этот бесконечный праздник тела и души. Но, конечно, со временем индийский кинематограф сильно изменился, и теперь он все больше обращается к острым проблемам современности. И фильм, о котором пойдет речь, в Раджастане специально показывали работникам полиции, дабы убедить их более внимательно относиться к правам, чести и достоинству женщин.

Триллер «Розовый» посвящен теме угнетения женщин мужчинами. Розовый цвет традиционно ассоциируется с женственностью, и создатели недаром сделали его названием фильма — с помощью этого они дают женщинам право голоса и право быть услышанными. И, согласитесь, голоса эти в последнее время звучат в унисон — женщины подняли настоящий бунт против бытующих во всем мире стереотипов, превращающих их из «слабого пола» в предмет собственности мужчин. Радует, что в обществе растет уровень осознания и признания данной проблемы, и люди наконец решаются открыто говорить о вещах, о которых все привыкли молчать.

Фильм построен как расследование событий одной роковой ночи, когда трое девушек попали в компанию троих парней и один из них, Ражвир, попытался изнасиловать девушку Минал, за что получил стеклянной бутылкой по голове. Удар оказался достаточно серьезным и сильным, а сам Ражвир — достаточно мерзким и подлым, да еще и племянником влиятельного политика. После происшествия он вместе со своими дружками запугивает девушек, а потом подает заявление в полицию, перевернув все с ног на голову и представив следствию девушек как проституток.

У Минал начинаются нешуточные проблемы — ее обвиняют в проституции и покушении на убийство, а ее подруг преследуют и выгоняют с работы. Кажется, что мир для них рухнул, но на их счастье по соседству живет пожилой адвокат Сегал, вышедший в отставку, который вовремя чует неладное и берется защитить девушек в суде. Роль адвоката исполнил легендарный индийский актер Амитабх Баччан, которого в Индии очень уважают и прекрасно знают по множеству работ в кино.

Сегал, как истинный профессионал, умеет искать необходимые факты и задавать нужные вопросы. Он ясно показывает, насколько чудовищно нелеп общественный взгляд на поведение женщины. «Сама же напросилась!» — вот как обычно реагирует общественность на подобные случаи. Не только в понимании мужчин, но и даже самих женщин стало аксиомой: девушка по негласным правилам заведомо дает согласие на секс. Если девушка красиво одета, она стремится привлечь мужчину. Если она много смеется в разговоре с ним, она уже заигрывает. Ну а если готова выпить — значит, готова и переспать, и остаться с мужчиной наедине по умолчанию чревато половым контактом.

Немаловажно, что у белобородого спасителя Минал при смерти жена, а сам он борется с расстройствами психики. Возможно, Сегал пришел к позиции защитника страдающих женщин путем собственных ошибок. Вполне вероятно, что он чувствует вину перед умирающей женой — за что конкретно, мы не знаем. Но в его глазах стоят слезы, когда он убеждает присутствующих в зале суда в том, что женщина никогда не обязана отдавать свое тело мужчине по его капризу. Даже если она его жена.

Создатели картины смело бросают вызов убеждению, глубоко сидящему в наших головах: «Мужчина, который никак не пытается воспользоваться ситуацией, оставшись наедине с красивой девушкой, либо нездоров, либо ненормален». Удивительно, насколько безропотно это суждение принимается за некое правило общения между полами. Фильм показывает нам, как сильны эти ханжеские предрассудки и как они унизительны для любой женщины.

Но все же есть в картине есть что-то от старых добрых индийских небылиц. Например, почему Минал арестовывает женщина-полицейский не просто без ордера, но даже без значка? Почему шайка Ражвира, после угроз и насилия над Минал в машине привозит ее прямехонько к ее дому? Чтобы адвокату-соседу, наблюдающему за девушками, было легче понять, что к чему? И как он вообще смог догадаться о случившемся, если до происшествия не общался с ними? В фильме целый ряд таких невыясненных моментов.

Однако все это, равно как и некоторая однобокость характеров героев, уходит на второй план. Картина, посвященная такой остросоциальной теме, в первую очередь нацелена на массовое воздействие и пробуждение общественного интереса к этическим вопросам о женщине. О женщине в любой стране и любой культуре, женщине, как равному участнику социальных отношений в любой среде. И, думается, успех картине обеспечен не только в родной Индии, ведь реальное положение дел в остальном мире обстоит так же.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство. Давайте будем настоящими мужчинами!