репост христа, современная молодежь и проблемы зависимости от социальных сетей в спектакле репост христа

«Репост Христа»: почему мы так зависим от лайков?

15 октября состоялся спектакль с громким названием «Репост Христа». Как никогда актуальные проблемы современности — зависимость от социальных сетей и лайков — поднимались в интересной и необычной форме.


Свободный автор: Анастасия Смирнова


Документальный проект «Репост Христа» сложился как паззл из документальных текстов и интервью, собранных студентами РГИСИ. Творческая группа не играла спектакль как таковой, а проводила социальный эксперимент. Девятнадцать дерзких и колких опытов, которые каждый зритель примерял на себя.

Лейтмотив постановки —  вирусное явление, именуемое «селфи». Его считают психическим заболеванием, относят к нарциссизму, высмеивают и порицают. Но феномен в том, что каждый человек, имеющий доступ к смартфону с фронтальной (хотя необязательно) камерой хоть раз делал фотографию самого себя-любимого.

Интернет-пространство завладело миллионами умов. Блоги, социальные сети – всё это чуть более, чем десять лет назад, ещё не являлось неотъемлемой частью жизни современного общества. Доступ к безграничной информации, возможность просвещения в любой области, общение, работа – вот его основные преимущества. Но, в первую очередь, интернет для людей сегодня – это возможность рассказать о себе, своей жизни, стараться запечатлеть каждый момент и знать, что это увидят и оценят.

«Репост Христа», как взрывная волна, ударяет своей злободневностью. Участники проделали огромную работу во время разработки концепции и сценария, где каждая история – уникальная находка. В основу опытов легли реальные видео, блоги, переписки и монологи, такие как селфи с мертвой бабушкой и песенка про овцу. Подняты темы социофобии, разрыва поколений, подросткового непонимания, безответной любви, зависимости, истории, религии, будущего. Острее всего говорится об одиночестве, от которого не найдено универсального лекарства. Обладая безграничными возможностями связи с любой точкой планеты, люди нет-нет, да и чувствуют себя покинутыми. И если никого рядом нет, то и тебя, по сути, не существует. «Когда я здесь один стою, то я, по сути, не существую, потому что никто не знает, что я здесь…» — уже в начале спектакля нас невольно заставляют проецировать на себя всё происходящее на сцене.

Никогда еще определение «Селфи» не было раскрыто с такого количества сторон. Помимо желания запечатлеть мимолетность момента, желания привлечь к своей персоне необоснованное внимание, участники эксперимента давали более философские определения, сравнивая его с самоубийством и побегом от реальности. Люди издревле портретировали самих себя. Начиная с наскальных рисунков, переходя ко всеобщей мании написания картин своего помпезного образа в эпоху ренессанса и доходя до сегодняшних дней, когда показать себя во всей красе можно одним нажатием кнопки. Своеобразное создание своего образа и подобия, чтобы оставить себя в этом моменте, который никогда не повториться. Такая нелепая попытка оставлять себя в истории. Но все ли моменты нужно запечатлять и делиться с окружающими? Есть ли в этом смысл и спасение? Риторические посылы экспериментов иногда доводили до дрожи, иногда до смеха.

Помимо феномена селфи, творческая группа воспроизводила остросоциальные казусы. Один из них – нашумевшие секты, подталкивающие детей-подростков к суициду, пользующиеся популярностью, как говорится, в узких кругах молодежи. Наплевательское отношение большинства учителей и родителей, перекладывание ответственности друг на друга уже не раз приводило к плачевным последствиям. При этом, большинство людей все равно остается равнодушным к этим случаям, ссылаясь на «это не про нас», что настораживает и пугает. Так же на глазах у зрителей был проведен любопытный эксперимент «В режиме реального времени», который вышел за рамки сцены и музея. Участники проекта подключались к трансляциям в приложении «Перископ» и транслировали их на большом экране. В нашем случае, первой героиней была девочка лет одиннадцати, которая не долго оставалась на связи. Вероятно, её спугнуло сообщение, что за ней наблюдало около ста человек на большом экране. Затем мы понаблюдали за особой, именующей себя дитя сатаны. На удивление, девушка оказалась милой и приветливой, контакт с ней продержался значительно дольше предыдущего.

Постановка интересно преподносится в стилистическом ключе. Число актеров можно смело умножать на два – у каждого из них в руках находится еще один участник действия, маленький, электронный. Из экранов планшетов и телефонов складывались портреты, чаще всего они являлись единственными источниками света на сцене. Минимум костюмов и декораций, максимум технологичности и смысловой нагрузки. Преобладание серых тонов как отклик гаммы наших будней.

Всемирная паутина диктует свои законы, которые всего несколько лет назад показались бы дикими и которым мы подчиняемся, сами того не осознавая. О любых изменениях в своей жизни, о любых хоть крупицу значимых событиях сегодня не принято говорить близким, в первую очередь мы кричим об этом в интернете и ждем одобрения в виде лайков и репостов. Со всеми и ни с кем. Опыт номер пять уже своим названием тычет нас мордой в наши же дурные привычки – «Умереть в ожидании лайка».

Подобные темы когда-то поднимались в британском сериале «Черное зеркало» в метафоричных, гротескных и гиперболизированых формах. «Репост Христа» – это реальность без капли фантастики, наша с вами. Не в каждом опыте было четко и ясно, что именно кураторы и участники хотели подчеркнуть. На «переварить» зрителям давалось несколько секунд, и вот уже в зал заряжен новый снаряд. В финале актеры окончательно сломали четвертую стену.

Сравнивая между собой нескольких последних эпох, наша была представлена эпохой индивидуализма, эгоизма и нарциссизма. Если отбросить уклонения и демагогию, группе студентов под руководством Михаила Патласова удалось доказать свою теорию практическими примерами.


Kulick.Magazine — поделитесь записью. Ваш журнал про культуру и искусство.