PYRFYR перфоманс

PYRFYR: перфоманс – это живая мысль

Kulick.magazine о прошедшем открытом уроке Школы перфоманса в Государственной галерее на Солянке и немного о самом перфомансе, как о жанре современного искусства.


Свободный автор: Ира Березина

Фотограф: Александра Можаева


В основе своей искусство есть борьба за и против;

равнодушного искусства нет и не может быть,

ибо человек не фотографический аппарат,

он не «фиксирует» действительность,

а или утверждает, или изменяет ее, разрушает. 

Максим Горький

Что есть искусство? Вопрос, на который само действующее лицо – искусство, не может дать ответа, оно вынуждено ждать, пока социум сам определит его как понятие. А социум склонен к изменчивости своих взглядов, причем, когда изначально создается ощущение, что процесс мобильности взглядов замедлен, в контексте истории оказывается противоположное. Взгляд на искусство делает серьезные, иногда неожиданные повороты и прорывы. Порой широкая общественность оказывается не готова к ним. Но избранная никем, а слушаемая многими творческая «верхушка» предпочитает идти собственной дорогой, отыскивая все новые направления для выражения мыслей и, что особенно важно в «сегодня» ХХI века, освещения насущных проблем, привлечения к ним максимального внимания не всегда тривиальными способами. В этом «сегодня» искусство настолько приближено к повседневности, не просто вдохновлено ей, но в прямом смысле существует в ней, оно сходит с полотен, выходит из рамок, и попадает на улицы, ходит между людей, берет их за руки, чтобы через прикосновения передать свою мысль. Оно готово и хочет вызвать общественный резонанс. Оно приняло новую динамичную форму – перфоманс.

Перфоманс: немного о большом

История из жизни. Вечером после открытого урока в PYRFYR возвращаюсь домой, сестренка десяти лет широко распахнутыми глазами смотрит снизу вверх на меня и задает примитивный, казалось бы, вопрос: а что такое «перфоманс»? В воздухе повисает задумчивая тишина, в голове суетятся, совещаются и не могут договориться между собой разные мысли: я понимаю, что увидела, чувствую, как это выглядело и о чем это было, но не могу составить полученный опыт в одно простое определение «для ребенка». Оказалось, я такая не одна. Действительно, несмотря на годы, уже почти десятилетия существования и стремительного развития перфоманса, как жанра современного искусства (примерно с конца ХХ века), на проделанный путь исследования исторической природы современного перфоманса, среди предков которого языческие обряды, танцы, действа, шаманизм… Несмотря на все это, единого определения перфоманса до сих пор нет. Проблема терминологии освещена, в том числе, в диссертации одного из педагогов Школы перфоманса на Солянке Марии Антонян. Живое и подвижное никак не хочет укладываться в статический набор слов. И все же, «авангард авангарда» признанно имеет несколько основополагающих черт:

  1. Это «живое» искусство, подразумевающее выражение мыслей и идей через действие в реальном времени;
  2. Это контактное искусство, использующее взаимодействие со зрителем, вовлечение его в действо;
  3. Перфоманс имеет «начало»: концепцию, основную мысль, течение. Но в то же время он подвижен и непредсказуем в своем продолжении. По словам Лизы Морозовой, известной перфомансистки и преподавателя PYRFYR, нет цели спланировать само действие перфоманса. Художник в нем живет, мыслит, взаимодействует, он не ставит своей целью прийти к чему-то конкретному.

62 слова о том, где мы были

В пространстве Галереи на Солянке с 2011 года существует Школа перфоманса PYRFYR (Пырфыр), основанная Еленой Ковылиной и Федором Павловым-Андреевичем. Главной анонсируемой целью Школы является «формирование нового поколения российских перфомансистов». 29 сентября состоялся открытый урок PYRFYR, в границах которого выпускники презентовали свои работы, а учителя – свое видение на перфоманс в целом, Школу в частности, а также порядок взаимодействия видения и Школы между собой. Записаться в школу, кстати говоря, может любой желающий. Занятия начнутся 10 октября.

Приветствие: без подготовки

В представлении автора данной статьи, открытый урок-лекция подразумевает определенную «рыбу», по которой, в классическом варианте, развиваются события. Первоначально, куратор курса, директор школы или любое другое главенствующее лицо дает теоретическую вводную базу: что, о чем, куда, зачем. После чего презентуются лучшие работы, различные сопутствующие материалы, далее задаются интересующие публику вопросы, после чего все счастливые, довольные, расходятся по домам.

Но, как мы выяснили ранее, перфоманс по своей сути ломает устоявшиеся правила, а значит, Школа, которая ему учит, аналогично игнорирует привычные последовательности. Так, никто не собирался объяснять, что к чему, тем более, в данном случае это проблематично ужать в несколько предложений, поэтому решили сразу о главном: показать.

PYRFYR перфоманс

Вводная часть для гостей: три перфоманса под авторством выпускников прошедшего семестра. В первом зале на противоположной от входа стене видео, где молодая девушка целуется со льдом, а прямо перед зрителем за выстроенными границами из деревянных помостов другая девушка протягивает руку и смотрит в глаза. Нерешительные зрители ходят вокруг, фотографируют, сидят на полу и следят за ней. Здесь же среди людей появляется увлеченная женщина в темном платье, с короткими рыжими волосами и маленьким фотоаппаратом, она ныряет между людьми, снимает происходящее. Она – Лиза Морозова, куратор этого и двух последующих перфомансов, преподаватель в PYRFYR, успешный перфомансист, кандидат психологических наук, атр-терапевт. Здесь важный момент: преподают в Школе люди, увлеченные тем, о чем они говорят, задействованные в этом, активные деятели перфоманса в России.

Тем временем в перфомансе появляется новое действующее лицо – зрительница, которая выводит художницу из смоделированной клетки. С этого момента вовлеченными в процесс последовательно оказываются все присутствующие в зале, берут друг друга за руки, здесь оживает идея перфоманса: мы не открываемся чувствам, боимся любви. Давайте отложим страх на потом и возьмем друг друга за руки?

В следующем зале молодая обнаженная женщина обмазывает себя глиной из горшка, ощущение, что ее вообще не волнует происходящее вокруг. Основная идея – независимость современной женщины от мужчины, она сама лепит себя из глины Адама.

PYRFYR перфоманс

Напротив, у стены, другая художница заклеивает себя газетными листами, подобно тому, как «заклеивают» себя текущим информационным потоком и тонут в нем современные постоянно бегущие жители мегаполиса. Информации и ее источников так много, что возникает вопрос, как вычленить важное, попутно не потеряв остальное.

PYRFYR перфоманс

Принципиальное отличие в возможности участия зрителя, его модификации из смотрящего в действующего. Это по желанию, никто насильно за руку не потянет, но преодолев внутренний барьер из страха, предубеждений и чего-то еще тяжелого, вы получаете все условия, чтобы почувствовать на себе идею, в ней просуществовать вместе с художником, прийти к чему-то другому вместе с ним и с самим собой. В этом погружении уникальность перфоманса как жанра искусства.

Регламент по длительности не возможен, но примерно через пол часа действия в залах подходят к логическому завершению, публика плавно заполняет ряды стульев у сцены. Кстати, о публике. Здесь преимущественно не случайные люди, здесь те, кто понимает, зачем пришел, «тусовка» чужих своих людей, приятных, интеллигентных, в шляпах и носках в полоску в грубых ботинках.

Эксцентричная бабушка по имени Федор, а также важная информация по существу

Разговорчивое ожидание среди гостей переходит в ознакомительную вряд ли теоретическую, скорее практическую лекцию, которую прерывает громко забегающая бабушка – Федор Павлов-Андреевич. Бабушка в лице директора (или директор в лице бабушки, тут как сказать) обегает зал, эмоционально интересуется у девушки на первом ряду, чевой-то она там написала, наконец, бодро запрыгивает на сцену и продолжает теоретическое повествование. Теории в голом переносном смысле все так же мало, скорее представление наиболее известных и нашумевших перфомансов с сопутствующими забавными «в стиле бабули» комментариями от Федора.

PYRFYR перфоманс

Увиденное однозначной оценке не поддается, но ее и не требует, оно полностью субъективно и провокационно. Многое из показанного соответствует озвученной Германом Нитчем парадигме современного искусства: погрузить человека «в бездну страшного, отвратительного и извращенного, чтобы пережить «внутренне напряженное существование». На экране последовательно работы известных в сфере перфоманса авторов, среди которых: Малин Каста, Настя Саде-Ронко (интеракции с ними планируются в расмках бесконечного фестиваля перфоманса PYRFYR), Anna Mendieta, Zackary Drucker, Heather Cassils, Valie Export, Milo Moire. Видеоряд дополнили продукты творчества самого Павлова-Андреевича в сопровождении авторских «ворчащих» комментариев из уст «бабушки».

Бабушка убежала, сцена осталась, на нее вышла уже названная ранее бесконечно изящная и обаятельная Мария Антонян, скромно с юмором заметила, что после предыдущего спикера рассказывать сложно, шутить тем более, придется серьезно и по делу. Рассказала немного о себе, еще немного о своих взглядах на перфоманс и «что Солянка дает»: осознанность команды; территорию, где много хаоса в хорошем смысле слова и много свободы; выставку собственных работ для студентов.

PYRFYR перфоманс

Финальным спикером выступила Лиза Морозова. Такая же обаятельная, улыбающаяся, позитивная, смеющаяся художница, совсем не похожая в разговоре на себя внутри своих работ, она показала их примеры, в том числе видео с перфоманса «Родина-мать», и рассказала о новом триместре Школы. Так, тема триместра: «Вибрирование пола». Пол – в смысле sex. Занятия по понедельникам, средам и субботам – курс истории перфоманса с Марией Антонян, открытые лекции профессоров PYRFYR и индивидуальные занятия с Лизой Морозовой соответственно. Также в рамках курса студенты (в группе 7-12 человек) изучают физику тела через йогу и занятия по работе с телом, чтобы было понятнее, на первом занятии они делают упражнение «живые скульптуры», одно из любимых у Морозовой, по ее словам. «Повторить любимое» — еще одна практика, художника можно выбрать любого. Да, перфоманс неповторим, в этом смысл, повторяя, ты делаешь снова что-то неповторимое, при этом получая для себя полезный опыт.

Как такового отбора в Школу нет, но прежде, чем попасть туда, каждый желающий проходит собеседование с Лизой. По ее словам, «собеседование» — название с сильной натяжкой, на самом деле это беседа с человеком наедине, позволяющая что-то рассказать, о чем-то спросить, от чего-то предостеречь и в итоге выявить взаимную заинтересованность. Интересно, что с некоторыми своими студентами перфомансистка остается в дружественных отношениях, они вместе могут ходить на митинги, различные мероприятия. Приятным бонусом будет участие в public talk с Valie Export. В целом, атмосфера очень friendly, все по делу, но обаятельно.

Никуда без пары слов в конце: кусать нельзя спросить

Остался вопрос, на взгляд автора, важный: есть ли границы? Разумные, моральные, хоть какие-нибудь? Лиза Морозова ответила легко и как-то систематизировала в голове возмущающиеся мысли. Есть золотое правило перфоманса «кусать можно только себя», откуда следует, художник лично для себя может делать все, что придет в его, художника, креативное сознание. Но со зрителем зеленый свет во всем быть не может, зрителя можно кусать только с его согласия.

Итого. Перфоманс – дело тонкое, неочевидное. Кто скажет, посмотрев, что это не для него – сделает свой собственный осознанный выбор. Но кто заранее скажет, что это не любопытно – соврет. Это любопытно, интересно, это что-то другое, пока не совсем ясно, что именно. Зато явно одно: перфоманс, качественный перфоманс (!) – это побудитель к мыслительному процессу и возможность выйти из собственной зоны комфорта. Согласитесь, это довольно серьезное «зато».

PYRFYR перфоманс PYRFYR перфоманс PYRFYR перфоманс


 Kulick.Magazine  — журнал про культуру и искусство. А давайте устроим что-нибудь эдакое!