спектакль «Этот безумец Платонов» Театра российской армии

«Этот безумец Платонов» по пьесе Чехова «Безотцовщина»

11 ноября в Петербургском ТЮЗе состоялся спектакль «Этот безумец Платонов» Театра российской армии по пьесе Антона Павловича Чехова «Безотцовщина». Роль Анны Петровны Войницевой исполнила народная артистка СССР Людмила Чурсина.


Автор: Марина Олесик


Бывают такие спектакли, после которых много думаешь о жизни или про отношения… Ну а после чеховских особенно много думаешь. Но в этот раз ждал сюрприз. Еще сутки после спектакля я думала об… изнанке спектакля! О постановке, о кастинге, режиссере

И, к сожалению, почти не думала о содержании сценического действа. Но если все-таки по порядку, то начало спектакля отложилось из-за переаншлага. Это когда бабушки дерутся из-за места, как в плацкартном вагоне. Количество людей, которые заранее готовы были то ли стоя, то ли на ступеньках смотреть спектакль, поражало. Поэтому все были очень рады, когда наконец-то заиграла музыка и на сцену вышли актеры. Я лично первые 10 минут не могла никак вникнуть в суть диалогов, так как два опытных актера в возрасте говорили спокойным голосом, а два молодых так громко произносили реплики, что просто сбивали с толку – кому орем? Но как раз минут через 10 звук все-таки стал ровнее, и я начала понимать, кто на сцене кто и о чем речь. Но далее ждало еще большее разочарование, чем звук. Уровень игры молодых и опытных актеров был абсолютно разный. Действительно прекрасная игра Людмилы Чурсиной, Игоря Марченко и Виталия Стремовского становилась еще прекрасней на фоне молодежи. Я видела, что молодой состав читает заученный текст и смешки расставляют как запятые, это выбивало из настроя пьесы.

Но вот групповые сцены остались позади, и актёры начали являться перед зрителем парами… Это позволило, наконец-то, по-настоящему погрузиться в перипетии сюжета, ведь молодых актеров почти не было, вся сцена была отдана главным персонажам. И тут стало особенно очевидно – это академический спектакль. Человеку, никогда не бывавшему в театре, я бы рекомендовала начать знакомство с Мельпоменой именно с классики, с ТЮЗовской интерпретации «Платонова». Этот спектакль канонический. Ни шага в сторону. Все одно к одному – от актеров до декораций и музыкального сопровождения.

Я поймала себя на мысли, что именно такими были спектакли в дореволюционные времена. Динамика развития сюжета очень размеренная, никаких выкрутасов с оригинальностью – чистая игра актеров и до боли знакомый сюжет. Я не читала «Платонова», но после антракта был большой соблазн уйти (что многие и сделали, освободив для страждущих места). История очередного Чацкого, человека не в струе общества, который развлекает окружение своими честными суждениями и оригинальными изречениями, а от скуки флиртует со всеми встречными дамами, на мой взгляд, слишком проста для современников. Если раньше люди могли восхищаться смелостью Платонова и его эмоциональностью, то сейчас я вижу, что многие так живут, и для них нет в этом изюминки. Ну а то, что в конце часть героев убивают их партнеры по сцене, сейчас не так реалистично, но и не вызывает сочувствия, ведь убитые очень выбивались и современным языком нарывались на неприятности.

А самое странное в этом спектакле был кастинг, то есть подбор актеров.

У Чехова написано «Анна Петровна Войницева, молодая и красивая вдова, генеральша». У каждого свои представления о молодости… По сюжету мне казалось, что ей около 40 лет. И, знаете, Чурсина (у которой юбилей и уже 75 лет) смогла создать этот образ молодой и красивой вдовы. Ни на секунду не усомнилась, что в нее влюблены все эти мужчины, и было сложно поверить, что ей не 40. А вот дальше полный швах. Там, где нам представляют героев как пару, причем молодоженов и влюбленных, не стыкуется ничего: ни возраст, ни отношения, ни их другие родственные связи. Там, где должна быть встреча своей первой любви, не понятно, как эти люди вообще могли встретиться раньше. Кто-то из них явно ходил пешком под стол в этот момент.

Из моих рассуждений может показаться, что я пессимист и вообще не люблю театр, но все с точностью до наоборот. Возможно, я просто видела настолько сбалансированные и гармонично отыгранные спектакли, что теперь мой глаз не готов соглашаться на явные нестыковки.

Однако один человек в этом спектакле меня очень порадовал. Маленькая роль Осипа, конокрада, сыгранная актером Сергеем Иванюком, вся биография которого на сайте театра Российской Армии заключается в двух строчках: «Родился 20 июня 1982 г. В 2007 г. окончил Российскую Академию Театрального Искусства, актерский факультет (мастерская Морозова Б.А.).» была настолько убедительна, эмоциональна и честна, что мне хотелось крикнуть «Браво!». При случае посмотрю на него в других спектаклях, за ним, вне сомнений, очень приятно и интересно наблюдать.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство. Ты тоже можешь вдохновлять!