Пизанская башня

На Пизанской Башне

Спектаклю Московского театра «Постскриптум» «Пизанская башня» исполнилось 20 лет. История семейной жизни, которая, словно итальянская колокольня, кажется вот-вот упадёт, но всё равно стоит годами. Делимся впечатлениями о спектакле.


Свободный автор: Ксюша Горелова


«Я видела очень много постановок этого спектакля в разных странах, и мне уже трудно волноваться, но сейчас я переживала. Мне кажется, актёры этого театра борются, делают так, чтобы к ним ходили. Такие вот молодцы!» (Надежда Птушкина)

Раньше считалось, что наклон Пизанской башни предусматривался проектом, теперь всё больше исследователей находят его случайным. Итальянская колокольня наклонилась после постройки третьего этажа, и каждый год отклоняется ещё на 7-10 мм.

Надежда Птушкина, советский и российский драматург, сценарист, театральный и кино – режиссёр, находящий отношения одной из самых сложных загадок человечества, сравнила семейную жизнь с причудливой постройкой: кажется, вот-вот рухнет, но нет – стоит, и как долго.
Что является основой брака? Долгой семейной жизни? Почему, даже в самых сложных жизненных ситуациях, партнёрам удаётся сохранить свои отношения? Актёры театра-студии «Постскриптум» «Он» и «Она» помогли приблизиться к разгадке на юбилейном спектакле «Пизанская Башня».

Спектакль Пизанская башня

В фойе театралы устроили для гостей настоящую «Площадь чудес»: была и Малифисента с другом, и жонглёр, роняющий свои белые кегли, и комики, фотографирующиеся с посетителями. Уютная комнатка перед зрительным залом вмещала в себя не только буфет с печеньем и напитками, но и книжный шкафчик, синтезатор с пианистом, зрителей, ставших участниками театрализованного представления клоуна и его чёрной шляпы, перелетающий с головы на ногу и обратно.

«Из-за этого все и ходят», — с улыбкой заметил мужчина своей спутнице, имея в виду несравнимую ни с чем атмосферу, так умело созданную работниками «Постскриптума».

Перед началом рассказали, что пьесу нашли в 1996 году (Птушкина забыла про её существование, убрав рукопись за телевизор, подальше от детей, и обнаружила спустя годы во время ремонта – прим. ред.), отдали на постановку в два театра: Станиславского и Постскриптум. Получилось так, что первый не успел к назначенному сроку, хотя именно на его сцене должны были впервые играть пьесу. Поэтому шанс представить премьерный спектакль выпал театру-студии.

Сама Надежда Михайловна тоже сидела здесь, в зрительном зале, смотря, возможно последнюю постановку этого спектакля в этом театре (сообщалось, что пьесу могут убрать из репертуара -прим. ред.).

Музыка, и звонок– спектакль начался.

Она уходит, но продолжает на ходу кормить мужа, убирать со стола. Он ничего не замечает, даже чемодан в руке супруги. Матч, еда, пиво – всё как всегда — гладко: «Ты что это с таким чемоданом прёшься? Там бельё грязное? Выбрала время, сейчас матч начнётся; давай потом поругаемся».
Они вместе уже 20 лет, давно привыкли друг к другу, но башня с каждым годом всё ближе к земле, вот и наступил этот переломный момент…

Несмотря на напряжённость действия, спектакль изобилует юмором, что позволяет зрителям почерпнуть положительные эмоции из такой, казалось бы, неположительной ситуации: «Уходи, но плохо кончится», — говорит он серьёзно и тихонько добавляет: «картошку не успеем посадить».

Спектакль Пизанская башня

Собственно, мизансцена на протяжении всей постановки практически не меняется: она пытается уйти, он возвращает (в перерывах между голами).

В спектакле точно подмечены все подробности отношений, когда хочется высказать партнёру накипевшее, а не вспоминается, когда начинаешь беспокоиться и болтать лишнее.

Во время уже разразившегося скандала супруги обсуждают актуальные для любого союза проблемы: секс, детей, измены, пьянство, работу, тёщу, неоказанное внимание – словом, всё то, что наклоняет башню.

Спектакль Пизанская башня

Но если не падает, значит, есть что-то намного важнее.

Он лишил её любимой работы, влюблялся, будучи женатым, не помнил ничего из тех мелочей, которые так важны женщинам. Она посвятила ему всю жизнь, отдала всю любовь и заботу.
Разве важно это сейчас, если любишь, пускай не страстно, но преданно?

Спектакль Пизанская башня

Даже во время перебранок прослеживается нежная забота друг о друге: муж решает выпить, жена учит: «Разбавь, закуси, запей» и наоборот.

Несмотря на то, что актёров на сцене всего двое, кажется, всё пространство заполнено, подчинено общей идее. Ты переживаешь, ещё чуть-чуть, и уйдёт, не вернётся больше, но проглядывает лучик солнца — снова, как магниты, притягиваются две половинки одного большого, проблемного целого. Уже ветхого и расшатанного, но неотделимого: «Привык к тебе, как к старым тапочкам: дрянь дрянью, надеть стыдно, а привык».

Спектакль Пизанская башня

Зритель, переживая, всё время задаёт себе один и тот же вопрос: «Упадет ли?»

В антракте слышны разговоры семейных пар, пришедших на спектакль: «Это во сколько мы приедем? Может всё таки зайдём в «Мурлен» (имеется в виду сеть магазинов для дома и дачи «Леруа Мерлен» — прим. ред.), хочу прицениться по полочкам. Разговоры как бы подкрепляют и демонстрируют происходящее на сцене в реальной жизни. Быт – это то, что может стать причиной раздора, но в сущности именно он объединяет, создаёт уют, является основой семейной жизни.

9hbjwbprxpw

Кульминация. Она с полотенцем на голове наводит марафет. Билет на самолёт уже куплен, новый избранник ждёт в Пизе. Там, мужчина с идеальной родословной, манерами, внимательный и заботливый, а что здесь? Просто наполовину седой, безынициативный муж, или любовь всей жизни?

Он: Супружеская жизнь – та же Пизанская Башня: падает, падает, а, может, и не упадёт никогда… мне будет плохо без тебя.

Она: Опоздала. Ну ничего, улечу на следующем.

Он: А когда следующий?

Она: Не знаю…


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.