shablon_dlya_sayta_text-4

Перформанс QUARTO в Государственной галерее на Солянке

В Государственной галерее на Солянке завершается сезон шведского перформанса. Автору Kulick.Magazine удалось посетить последний перформанс, выполненный дуэтом QUARTO – Анна и Леандро представили свою последнюю на данный момент трилогию «Веревка» (Узел тела, Нескончаемая веревка, Архитектурная веревка).


Свободный автор: Алёна Верхотурова


Работа «Веревка» – это пятичасовой перформанс, в котором главным становится процесс взаимодействия с веревкой. Сначала вы попадаете в почти темное пространство, где вдалеке сидит мужчина и перетягивает к себе веревку из противоположного угла. Мерный ритм, отбиваемой веревкой о пол, вводит вас в транс. Этому способствует и некая шаманская музыка, которая становится полноправным участником первой части перформанса. Как только вся веревка оказалась сложена у ног, Леандро начинает в нее погружаться. На самом деле выглядит это довольно жутковато, особенно поначалу, когда ты не понимаешь того, что происходит (ведь комната практически погружена во мрак), тем более всё происходит в отдалении от зрителей. Ритмичные движения тела вторят такту музыки, приходят ассоциации с рождением новой жизни – когда тонкая оболочка еще сдерживает организм, но внутри все явственнее пульсирует живое тело, грозя прорвать ее и обрести свободу.

Когда мужчина все более и более погружается в веревку, кажется, что его засасывает какая-то черная субстанция, как будто бы Веном поглощает человеческое тело. Весь скованный веревкой человек пытается хоть как-то двигаться, он похож на кокон. Затем веревка поддается, уже можно просунуть руки, чтобы хоть как-то попытаться подчинить ее себе.

Получив определенную свободу в движениях, Леонардо как будто бы испытывает страх и неловкость, он пытается набросить веревку на обнаженное тело, будто чувствует себя незащищенным. Но постепенно преодолев этот страх, понимает, что веревка его подавляет. Он начинает медленно освобождаться из ее колец, собирая их над головой и кружась в шаманском танце, резко бросает ее на пол, как будто проводит обряд очищения. Удар о пол, еще и еще и вот он уже свободен – стоит абсолютно голый и не чувствует никакого страха, только свободу.

Как только Леонардо оделся, включают свет. На белом полу, в центре одиноко лежит запутанная веревка, как сброшенная кожа змеи. Теперь в перформанс включается и Анна.

Оба художника одеты в темно-серые толстовки, серые джинсы и кроссовки. На лицах – серая марля-мешок. Таким образом, все тело покрыто материей, открытыми остаются лишь кисти рук. Но взаимодействие между участниками все равно происходит только через веревку – за все время перформанса они ни разу не дотронулись друг до друга, несмотря на моменты вынужденного контакта.

И вот начинается, длящийся почти час, процесс распутывания веревки. Как удалось узнать на паблик-токе, состоявшимся на следующий день после последнего преформанса, маски позволяли видеть только пятна, именно поэтому было выбрано контрастное сочетание белого пола и черной веревки. Получалось, что Анна и Леандро работают вслепую, чему веришь не сразу, так как помнишь, что движения их были предельно четкие и уверенные. Наблюдая за тем, как они распутывают веревку, я в состоянии искреннего восхищения от созерцания их слаженной работы дошла до осознанного желания включения в этот процесс.

Когда веревка была полностью распутана ее начинают ритмично или художественно перебирать из начала в конец и из конца в начало. И, в этом бесконечном сматывании и разматывании я дошла до полного бешенства от непрекращающегося процесса. Возможно, этому способствовало отсутствие понимания конечной цели или из-за длительного вынужденного ограничения в движении. По контрасту с участниками преформанса это играло огромную роль, ведь они были физически напряжены и вымотаны процессом укрощения веревки, громко и тяжело дышали, а ты изнывал от происходящего, но был лишен возможности такого активного движения.

Как рассказали на следующий день художники перформанса, «Веревка» – это исследование на тему постоянного изменения, невозможности контроля. К слову, длина веревки составляет 100 м, и из-за таких размеров теряется сама ее функция и все на что она способна – это постоянно запутываться.

Этот перформанс направлен на понимание тела, ведь часто «тело рассматривают как функцию с определенными ограничениями и QUARTO экспериментируют со своими телами, исследуют возможности преодоления привычных представлений о нем».


Kulick.Magazine — журнал об искусстве. Экспериментируйте!