Параджанов

«Самое страшное – прозевать прекрасное!»

В музее «Тапан», расположенном на территории Армянского храма Москвы, 26 ноября состоялось открытие международного выставочного проекта «Миры Параджанова глазами современников».  Мероприятие приурочено к 25-летнему юбилею Московского театра имени С. Параджанова. Проект является презентацией Международного ежегодного фестиваля искусств «PARAJANOV ART FEST» и международной Параджановской премии. Автор Kulick.Magazine побывал на открытии выставки и делится своими впечатлениями.


Свободный автор: Елизавета Баум


Имя Сергея Параджанова для мировой интеллектуальной элиты ассоциируется с одним из самых загадочных культурных явлений. Он относился к редкому типу — Человек Играющий. Его фильмы, коллажи, сценарии, письма – это бесконечная игра с образами, красками, куклами, масками, мифами, с собственной драматичной судьбой. Его творчество – это уникальный мир изобразительного языка с культом тайны, праздника и красоты. Импровизатор, мистификатор и великий шут, он творил «чудеса», которые вырывали людей из повседневности, из давно приевшихся жизненных ролей и дарили им уникальный шанс изменить собственную судьбу. Фильмы Параджанова – это волшебное сочетание цвета, пластики, музыки и слова. Он признан последним Гением кино XX века.

Сергей Иосифович Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (ныне– Тбилиси) в армянской семье. Он учился на певца, потом на железнодорожного инженера, но в конце концов нашёл себя, закончив режиссёрский факультет ВГИК.

Слава пришла к Параджанову неожиданно: в 1966 году он снял на киевской киностудии имени Александра Довженко картину «Тени забытых предков» — фильм, вставший в один ряд с такими шедеврами, как «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая и «Иваново детство» Андрея Тарковского. Параджанов мгновенно оказался в рядах диссидентов и с тех пор жил то в Тбилиси, то в Ереване. Но стоило ему ненадолго заехать в Киев в 1973 году, как его тут же посадили, но не за политику, а в издёвку по пресловутой статье о мужеложстве.

Он вышел на свободу в 1977 году и успел снять ещё три признанных киношедевра: «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Слава пришла к Параджанову только после его смерти в 1990-ом году. Параджанов был погребён 25 июля в Ереване в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики.

В музее «Тапан» современный искушённый зритель может совершить фантастическое путешествие по неопознанным лабиринтам загадочного мира Сергея Параджанова, его стилистики, философии и эстетики через произведения современных, ярких, самобытных художников, скульпторов, фотографов, мастеров авторской куклы, дизайнеров со всего мира, объединённых единым духом свободного творчества великого «Мастера без границ», в котором умеют видеть, думать и чувствовать.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.