Демон Онегина

«Жизнь под властью дьявола»

Мистический пересказ романа А.С. Пушкина – мюзикл «Демон Онегина» на сцене Мюзик Холла. 


Свободный автор: Елизавета Замесова


Гениальные произведения А.С. Пушкина настолько многогранны, что прекрасно подходят для драматических спектаклей, оперных постановок и даже мюзиклов. Петербургский зритель увидел премьеру – контемпорари-мюзикл «Демон Онегина» в театре «Мюзик-Холл».

Показала роман в новом мистическом амплуа театральная компания «Makers Lab», создатели мюзикла «Мастер и Маргарита», который уже не один сезон проходит с успехом.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В «Демоне Онегина» музыка Чайковского в современной обработке Антона Танонова и Глеба Матвейчука превосходно слилась со стихами романа Пушкина, дополненными строками Андрея Пастушенко и Игоря Шевчука. Либретто на французском Марии Ошмянской и Ирины Афанасьевой, добавляло особый шарм. Сочетание 3D спецэффектов, хорошей хореографии, запоминающихся музыкальных мотивов исполнителей и превосходного вокала – создает настоящий момент присутствия. За время, проведенное в театре, проживаешь небольшую историю жизни вместе с актерами, сожалеешь о несчастной любви вместе с Татьяной, в исполнении актрисы Веры Свешниковой. Вера передала образ нежной, легкой, с девственной чистотой, кротостью и немного неуклюжей Татьяны Лариной. От легких желаний и сильной, смелой любви, до трагизма – все эмоции отражены в музыкальных партиях. Ария к Евгению, как молитва, просьба сберечь это сильное чувство:

«Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Мои сомненья разреши.
И вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня…»

Онегин, холоден и безразличен к любовной исповеди Татьяны.  Денис Федоренко в роли Онегина, воплотил образ идеального денди – ухоженного до лоска, одетого по последней моде молодого человека. Онегин главная персона в этом деревенском уезде, он ставит себя выше других и даже в дружбе с Ленским навязывает ему свое мнение. Вседозволенность портит его, и убивает в конечном счете. В мюзикле за время представления играет два Онегина: молодой и, пожилой (Ярослав Шварев) на склоне лет – дряхлый, наблюдающий за своими ошибками жизни со стороны. Онегин вступает в сделку с дьяволом, который представляет собой его собственное альтер-эго и прокручивает основные моменты жизни Онегина вспять, чтобы возможно изменить сценарий.

Пришло время рассказать о самом дьяволе. А вы помните стихотворение «Демон», как одну из глав «Евгения Онегина»? Именно, на этом моменте и заострили внимание постановщики мюзикла. Кто же такой этот загадочный призрак, который преследует Татьяну и Онегина? Это некий манипулятор и кукловод, который ведет к череде роковых событий. Роль демона исполнил Сергей Худяков, хореографическая часть с его участием заслуживает отдельной темы, эти сцены придавали динамичности происходящему. У демона нет слов, он практически беззвучен, вся роль построена на мимике, жестах и танцах, это часть Онегина – его темная сторона. Он чувствует желания и мысли героев и толкает их совершить задуманное: Татьяну написать то признательное письмо, ветреную Ольгу Ларину (Дарья Зуева) танцевать в откровенном танце с Онегиным, и позвать Онегина на поединок. Сцена дуэли держала зал в напряжении. Ария Ленского в выступлении Антона Авдеева, еще больше накаляет атмосферу:

«Приходит час определённый –
Паду ли я, стрелой пронзённый?!
Иль мимо пролетит она?! …»

Все закручивается, как в демоническом кукольном представлении. Но герои здесь живые люди под влиянием темных сил. Смогут ли герои справиться с демоном? Сможет ли Онегин справиться со своим дьяволом?

Развязка ожидаема, не смотря на нововведения. Пушкинский сюжет здесь узнаваем, постановщики не стали далеко отдаляться от оригинала. Зрители, который никак не принимают добавленную современность в произведения (в данном случае эротические моменты и мистицизм), скорее всего не оценят мюзикл. Но иногда даже полезно отвлечься от стандартных рамок классики и увидеть для себя новое в современной обработке.


 Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.