ночная игра

Ночная игра: Я теперь убийца?

В кинотеатре «Каро Октябрь» состоялся предпремьерный показ первого в истории кинематографа интерактивного фильма под названием «Ночная игра». Когда картина закончилась, в зале раздался одинокий голос: «Если главный герой умер, выходит, я теперь убийца?» Какого это, чувствовать ответственность за судьбу главного героя и каким образом зрители изменяют сюжет фильма, можно узнать из материала автора Kulick.Magazine.


Автор: Анна Попова


Кинематограф всегда шел рука об руку с технологиями — в некотором смысле, он и есть порождение научно-технического прогресса. На сегодняшний момент интерактивное кино — единственное белое пятно на карте кинематографистов. И вот наконец швейцарский режиссер Тобиас Вебер решился создать фильм, исход которого целиком зависит от зрителей. Триллер «Ночная игра» строится вокруг истории абсолютно обычного небогатого студента Мэтта, который по ночам подрабатывает сторожем на элитной автостоянке. Однажды он случайно сталкивается с грабителем, втягивающим его в водоворот невероятных событий, в ходе которых Мэтт сам превращается в преступника и оказывается в смертельной опасности: он участвует в краже редчайшей фарфоровой чаши, сокровища одного из древних китайских кланов. Члены клана готовы уничтожить любого, кто встанет на пути обладания артефактом. Умрет ли Мэтт или сможет выбраться невредимым, сможет ли помочь девушке, в которую неожиданно влюбляется, или бросит ее умирать ради собственного спасения? В отличии от обычных фильмов нельзя сказать наверняка. Все зависит от итогов зрительского голосования: с помощью специального приложения CtrlMovie зрители выбирают, как поступить герою, и таким образом разделяют ответственность за его поступки.

Благодаря сети Каро показ «Ночной игры» стартовал в России одновременно со Швейцарией – и гораздо раньше, чем в других европейских странах. Для показа интерактивного фильма требуется огромное количество сложнейшего оборудования — и хороший вай-фай. В решающие моменты зрители участвуют в голосовании — и могут кардинально изменить ход развития истории.

Сам факт появления интерактивного кино заставляет нас вернуться к полузабытой дискуссии великих режиссеров вокруг появления телевидения. Фредерико Феллини говорил, что телевизор в каждом доме — это своего рода самоубийство кинематографа. В кинотеатр зритель приходит точно в храм, он оказывается целиком во власти магии «платоновской пещеры» кинозала. Телевидение же лишает кино волшебной силы воздействия, разбивает иллюзию сна наяву — и целиком подчиняет фильм сиюминутным капризам зрителя: можно нажать на паузу, переключить канал или, наконец, просто поставить видеокассету с любимой классикой. В ситуации жесточайшей конкуренции кинематограф вынужден играть малоприятную роль соблазнителя вместо того, чтобы быть инструментом авторского выражения своего создателя.

Интерактивное кино ставит перед режиссером как свободным художником еще более сложную проблему: теперь даже в кинотеатре зрители получают часть ответственности и становятся практически полноценными соавторами фильма. Убьет ли герой старика или нет, сможет ли поцеловать девушку или, наоборот, оттолкнет её, станет ли он предателем или всеобщим спасителем – решать тем, кто находится по другую сторону экрана. И речь отнюдь не о режиссере, а о его новом сопернике – зрителе.

ночная игра

С другой стороны, если отвлечься от темы отношений зритель-режиссер, благодаря интерактивному кино мы имеем возможность наблюдать за уникальным психологическим экспериментом: как мыслят люди в разных странах, городах и даже разных залах. Во время пресс-конференции режиссер «Ночной игры» Тобиас Вебер говорил, что российские зрители предпочли самый жестокий из всех возможных финалов – в отличие от европейцев. Сложно говорить о конкретных данных, пока не завершится прокатный период фильма, но на сегодняшний день уже можно сделать предварительные выводы о психологии россиян. Жесткий финал был напрямую сопряжен с совершенно нерациональными, но зато безусловно героическими действиями Мэтта: он погиб, пытаясь спасти возлюбленную от неминуемой смерти.

Между тем в картине есть и своеобразный хеппи-энд, где счастливый Мэтт становится обладателем невероятных сокровищ — правда, для этого ему придется предать всех, кто доверится ему по ходу развития сюжета. Когда у зрителей спросили, что им понравилось в фильме больше всего, они не задумываясь ответили: «Возможность выбора».

Режиссер картины поделился планами на будущее и рассказал, что планирует снять интерактивную романтическую комедию. Было бы забавно, например, посмотреть в таком формате «Дневник памяти» или «Красотку»: останутся ли герои вместе, победит ли вечная любовь, или все закончится сценой, где сильная и независимая героиня принесет в свой одинокий дом седьмую кошку? Узнаем после выхода на экраны нового детища Тобиаса Вебера.


У вас также есть возможность стать участником интерактивного фильма «Ночная игра». Вся информация о сеансах на сайте кинотеатра.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.