daria_burn

Ни пуха ни праха! Или обзор на фильм «Burn Burn Burn»

В рамках фестиваля нового британского кино прошел показ фильма «Burn Burn Burn», или, в переводе на русский, «Ни пуха, ни праха». В чём соль фильма, и что же скрывается под комедийной оболочкой, читайте в Kulick.Magazine!


Свободный автор: Дарья Калабина


Название фильма Чаньи Баттон «Burn, burn, burn» на русский было переведено как «Ни пуха, ни праха», что, с одной стороны, прямая отсылка к сюжету, с другой — попытка передать то ощущение напутствия, которое пронизывает весь фильм.

Бесшабашному весельчаку Дэну (Джек Фартинг) было 29, когда он узнал, что у него рак, и что жить ему остаётся считанные месяцы. Перед смертью он записал видеообращение со своей последней волей. Две его лучшие подруги Сэф (Лора Кармайкл) и Алекс (Хлоя Пирри) должны развеять его прах в тех точках, которые он заложил в навигатор, и на каждой точке просматривать заранее записанные им видео. Четыре точки на карте. Четыре монолога с того света. И две девушки, чью жизнь так изменит это путешествие.

Сэф считает себя неудачницей. Она хочет стать успешной актрисой, но ролей нет, и её парень устраивает её няней в дом своего начальника. Алекс лесбиянка, в её жизни ещё в детстве случилось событие, из-за которого хорошие отношения с матерью стали невозможны. Алекс никогда и никому не рассказывала о произошедшем.

Перед началом путешествия Алекс застаёт свою девушку с другой, а Сэф со скандалом бросает работу няней и ругается со своим парнем. В итоге их путешествие начинается как побег. Побег от собственных проблем и страхов. И уже на первой их остановке выясняется, что это входило в планы Дэна. Он говорит девушкам, что знает — обе их них на самом деле несчастны, и эта поездка нужна им, чтобы разобраться в себе.

И вот они в пути: старая машина отца Дэна, пищевой контейнер с прахом, ноутбук с записанными видео и дорога впереди. В фильме сразу же считывается и раскрывается первая  ассоциация, которая может возникнуть у зрителя: Дэн зачитывает перед девушками отрывок из Керуака: «Единственные люди для меня – это безумцы, те, кто … горят, горят, горят как сказочные желтые римские свечи». Однако на деле все оказывается гораздо сложнее. Дэн и правда хотел уйти красиво, но когда любишь жизнь, умирать страшно, а приближение смерти меняет человека не только внешне. На мониторе видно, как Дэн идёт к осознанию неизбежного, постепенно проходя через страх и ненависть к любви и прощению. Вместе с ним такой же путь проходят и подруги.

Аббатство, в котором отец Дэна завещал развеять свой прах; ночной клуб в Уэльсе, где Дэн потерял невинность; город Йорк, где родился его отец и где мать вышла замуж второй раз, и, наконец, гора Бен-Ломонд, на которую Дэн забрался в свои семнадцать во время похода с отчимом и куда обещал себе вернуться с теми, кого по-настоящему любит, — вот такие места приготовил Дэн для своего последнего путешествия.

Разные встречи на пути подруг отражают изменение настроения всей их поездки – и их внутреннюю эволюцию. Если первая встреча — хиппующий болтливый «пророк» Адам, то последняя встреча — пожилая немногословная Диана, воплощение жизненной мудрости. Сначала она кажется девушкам сумасшедшей старухой. Из жалости они все же решают подвести ее – пожилая женщина едет к сыну после долгих лет вынужденной разлуки. В поездке Диана открывается им с новой стороны. И именно она в итоге уговаривает девушек довести своё путешествие до конца: ведь в противном случае они будут всю жизнь жалеть о том, что не сделали этого.

В машине рок постепенно сменяется тихой музыкой, за окнами исчезают города и появляются зеленые сырые холмы Шотландии. С изменением пейзажа и музыкального сопровождения меняются и наши героини.

Дэн с монитора задаёт им вопрос: «Зачем вы живёте?». Он просит их рассказать то, что они друг о друге не знают, и они чувствуют, что должны это сделать. И не потому, что это его посмертная воля, а потому что, утаивая что-то ото всех, они пытаются прежде всего утаить это от самих себя.

Ключевая сцена обыграна в фильме очень гротескно — будучи случайно вовлечена в любительскую театральную постановку, Алекс играет роль Христа, и главный диалог между героинями происходит, когда она висит на кресте, а Сэф стоит внизу с бутылкой вина. И выясняется, что святых людей не бывает, что каждому есть в чем признаться, что не стоит бояться заглядывать внутрь себя, что хуже всего враньё, а главное в жизни, как скажет Дэн в конце фильма, — это честность и равновесие.

Под комедийной оболочкой скрывается по-настоящему глубокая драма о жизни и о месте в ней каждого из нас. Это фильм-напутствие, без нравоучений и морализаторства. Смеясь и плача вместе с героями, переживая их взлеты и падения мы обретаем очень важное чувство – надежду.


Kulick.Magazine — честность и равновесие, кажется, действительно главное в жизни.