Макбет Кино

«Макбет.Кино.» Инструкция по применению

Спектакль «Макбет.Кино.» ставится на сцене театра им. Ленсовета с 2012 года и за это время он собрал множество разномастных отзывов. Свободный автор Kulick.Magazine побывал на одной из постановок.


Свободный автор: Екатерина Филиппова


24 сентября 2016 год, театр им. Ленсовета… Примерно с января я планировала сходить на этот спектакль, поставленный известным в Москве и Петербурге и неоднозначным (а бывают ли однозначные режиссеры в наши дни?) Ю.Н. Бутусовым по пьесе великого драматурга У. Шекспира «Макбет». Все это время я получала различные отзывы от своих знакомых: как крайне негативные, так и вдохновленно восторженные; радовало одно – равнодушных не было. Поэтому я уже настраивалась либо после 5 часов спектакля (да, да – он идет 5 часов с 3 антрактами) примкнуть к лагерю одних и долго возмущаться, жалеть о своем зря потраченном времени, либо – оказаться завороженной от соприкосновения с другой неведомой реальностью. Но знаете, описывать свое впечатление в журнале под видом рецензии было бы эгоистично и непрофессионально, поэтому я передаю слово лишь трезвому анализу и объективному взгляду, чтобы каждый читатель самостоятельно смог для себя решить: хочет ли он пойти на «Макбет.Кино.» или нет. Я возьму ответственность лишь иногда давать небольшие советы заинтересованному читателю.

Для начала хотелось бы подробнее напомнить о спектакле. Постановка «Макбет.Кино.» появилась на сцене театра им. Ленсовета 13.10.2012 г. – в этом октябре ей исполнится 4 года! Автором спектакля, как упоминалось ранее, является главный режиссер театра Ю.Н. Бутусов. Забегая вперед отмечу, что Юрий Николаевич порадовал публику своим выходом на сцену в этот показ спектакля (24.09.2016). Поскольку я была впервые на «Макбет.Кино.», не могу сказать, всегда ли он принимает участие в действии; но в этот раз, возможно, поводом явилась дата его рождения – 24.09.1961 г. Вероятно, это не простое совпадение: 55 лет и данный спектакль в один день, на одной сцене… Однако вернемся ближе к делу.

Продолжительность «Макбет.Кино.» 5 часов с тремя антрактами. И сразу совет: если Вы не готовы уделить спектаклю 5 часов своей жизни, даже если у Вас есть хоть малейшее сомнение на этот счет – пробовать идти не стоит! Вы должны быть сознательным и честным зрителем как перед самим собой, так и перед создателями спектакля. Иначе вы будете плодить неаргументированные негативные отзывы, вызванные лишь вашей занятостью и загруженностью. Итак, это первый момент, на который вы должны настроиться.

Макбет КиноСледующий момент, требующий вашего внимания – это готовность принять современную стилистику, трактовку известного произведения У. Шекспира. Ни для кого не секрет, что современный театр зачастую вызывает возмущение и непонимание у зрителя: своими средствами выражения, своей свободной интерпретацией, образностью и многозначностью… Следовательно, Вы должны понимать: если Вы хотите посмотреть спектакль с четкой сюжетной линией, с более традиционными для восприятия театральными средствами выразительности, то Вам лучше выбрать иной спектакль. С другой стороны, если Вы способны открыться чему-то новому и более того – хотите этого, тогда между Вами и «Макбет.Кино.» практически нет никаких преград, и вам стоит встретиться.

Почему между вами практически нет преград? По факту, первые два момента, указанные выше, являются ключевыми для принятия решения сходить на этот спектакль. Но, конечно, огромным плюсом будет, если Вы решитесь перечитать оригинал пьесы – это еще один мой совет. Тогда Вы меньше будете напрягать сознание по поводу улавливания сюжета, и больше обращать внимание на подачу режиссером и артистами материала, на средства художественной выразительности, то есть Вы увеличиваете вероятность получить удовольствие от просмотра.

Именно по такой формуле: решилась отсмотреть все 5 часов, настроилась на восприятие современного театра и перечитала пьесу – я подготовилась к просмотру спектакля. Приехала, заняла место в зрительном зале – прозвенел третий звонок и занавес поднялся…

Перед нами распахнулась сцена с минимальными, и я бы сказала «минималистичными» декорациями. Пространство сцены «оголено»: зритель видит все три стены, окрашенные в темно-серый цвет (мокрого асфальта), из них вылезают трубы, провода, железные рейки, доски, сверху нависает массивная конструкция из софитов – во всем этом чувствуется «надрывность». Артисты, занимающие места почти у кулис, одеты в разные «хаотичные», несвязанные единой стилистикой костюмы: на ком-то рваные джинсы, на ком – камзол, на другой – воздушная юбка и футболка с Аль Пачино. Где-то лежат канаты, стоят козлы, вдруг выглядывает портрет Алена Делона, на первом плане по краям сцены – две бутафорские двери (на одной надпись «Ю.Б. – дурак»). Данные декорации и костюмы создают пространство вне времени. Сложно понять, то ли все происходит сейчас, то ли тогда… В такой обстановке за столом в офисных креслах сидят два мужчины, обсуждают историю Макбета – кто они?.. Может режиссеры-постановщики, может вельможи короля, а может и то и другое… Действо началось!

Перед зрителем словно кусочками пазла разворачиваются разнообразные картины. Главная задача – успевать их ловить. И так идет весь спектакль. Ты ловишь сцены одну за другой, пытаешься их соединить правильно, воедино, чтобы получилась более крупная общая картина… Да, это спектакль, где зритель должен неустанно работать, думать, включать свою фантазию и творить вместе с режиссером и артистами. Некоторые из сцен, на первый взгляд, не имеют отношение к сюжетной линии, но первый взгляд – это лишь точка зрения нашей логики и рациональности. Стоит немного заглянуть за нее – и ты чувствуешь, что «это» здесь не случайно – именно чувствуешь, но не понимаешь почему.

Макбет Кино

Предупреждаю: зритель должен быть готовым ко всему! Во-первых, не только к вкраплению авторских сцен в сюжетную линию, но и к перемешиванию сцен между собой, то есть отсутствию «линии» как таковой, и даже иногда к их повтору в разных интерпретациях (как, например, сцена возвращения Макбета к жене после убийства короля Дункана повторяется несколько раз). Возможно, именно из-за этих перемешанных пазлов спектакль имеет в своем названии слово «Кино». Сначала кажется, что ты пролистываешь пьесу Шекспира с места на место в произвольном порядке, но благодаря особым световым и постановочным эффектам этот процесс больше напоминает не листание книги, а перемотку фильма с одного на другой момент. Во-вторых, к перетасовке актеров (или, как его называют – к приему «репетиции»). Так в течение всего спектакля роль Макбета исполняют несколько актеров (И. Бровин, В. Куликов), и зритель сам должен догадаться, что происходит. В-третьих, к использованию, а точнее – синтезу, различных театральных жанров и приемов актерской игры: порой актеры выражают все своей пластикой, молчанием, порой – монологами «по Станиславскому»; буффонадным кривлянием или танцевальными номерами, а иногда перед нами вовсе предстает театр абсурда. И, наконец, самое главное, к чему должен быть готов зритель – это к использованию режиссером различных символов и нестандартных решений.

К нестандартным решениям можно отнести следующие: так, например, сын Банко показан нам умственно отсталым мальчиком (почему – вопрос скорее риторический); а вот образы ведьм у Ю.Н. Бутусова представлены сначала полуобнаженными красавицами, потом они появляются в составе рок-н-рольного бэнда, а в третий раз больше похожи на фей, чем на ведьм – в светлых воздушных платьях, бегающими и резвящимися по сцене с кусочками торта – а почему бы нет? Почему представительницы колдовства, волшебства и мистики должны быть уродливыми? Они же загадочны и притягательны, а потому (вполне логично) могут быть красивыми.

Отдельно стоит выделить сцену монолога Макбета, который обыгрывается двумя артистами одновременно (И. Бровин и В. Куликов) – это решение прекрасно показывает внутреннюю борьбу чувств Макбета. И сразу после монолога перед зрителем разворачивается дискотека под песню Джексона «Jam», где как раз появляется сам Ю.Н. Бутусов и зажигает вместе с остальными артистами. Пир Макбета, на котором среди гостей появляется медведь и лев (актеры в костюмах медведя и льва). Нет смысла перечислять все нестандартные режиссерские решения, потому что в таком случае придется описывать каждую сцену.

Макбет Кино

Что касается символов – к ним можно отнести, например, зеркала, часто использующиеся в спектакле. Возможно, это намек на предназначение, саму суть театра как такового – отражать реальность, отражать обычную жизнь. Сами декорации и свет кажется постоянно несут потаенные смыслы. Но самый главный символ спектакля «Макбет.Кино.», который из символа перерастает (на мой взгляд) в главного действующего героя – это звук. Каждая сцена сопровождается отдельным треком. И что невозможно не отметить – подобран музыкальный материал гениально (от Монтеверди до Джексона, от Скарлатти до Бьорк)! Также работа звукорежиссера безукоризненна. Аудио сопровождение оправдывает приставку «Кино» в названии спектакля.

Отдельно хочу сказать немного о реакции зрителей… Во-первых, я была удивлена средним возрастом аудитории: примерно половина зала была молодежь до 30 лет. До моего посещения спектакля я слышала, что многие уходят со спектакля уже с первого антракта. Да, несколько человек ушли, но – всего несколько. В антракте можно было услышать разговоры: «Ну, Бутусов дает: растянуть пьесу Шекспира на 5 часов…» или «Как много крови на актерах»… Конечно, с этим можно и согласиться. Рядом со мной сидели муж и жена (достаточно зрелого возраста), которые первые два отделения смотрели в свои телефоны, а к третьему уже не вернулись на свои места. Моими соседями два последних отделения уже были другие зрители. Да, народ кочует с места на место, но это не плохо. Все же к концу партер был весь полон и весь он встал к поклону артистов.

Макбет Кино

Я старалась воздерживаться от выражения своего мнения о спектакле (чтобы не повлиять на возможно Ваше будущее его восприятие). Однако кое-чем все же с вами поделюсь. Меня с самого начала поражала фантазия режиссера по отношению к каждой сцене, и потому я с нетерпением ждала, что же будет в конце, чем (а точнее – как) все кончит Ю.Н. Бутусов. И могу сказать, что конец меня не разочаровал. Однозначно спектакль «Макбет.Кино.» заставляет думать. Знаете, есть замечательная фраза: «Все жанры хороши, кроме скучного» (Вольтер). Что-что, а вот скучать на «Макбет.Кино.» мне не пришлось, следовательно, я с уверенностью могу сказать: это качественный спектакль. К актерам претензий нет – все отыграно на высоком уровне (леди Макбет, Л. Пицхелаури – на высочайшем). Вспомним также о гениально подобранном звуковом ряде – здесь сомнений никаких быть не может. Остальное – дело вашего настроя и работы фантазии. Вполне может оказаться, что именно Вам не понравится этот спектакль, а другому читателю – понравится. Прошу, не вините меня в этом: я старалась быть максимально объективной. А поэтому в конце попробую честно ответить на Ваш вопрос: нужно или не нужно идти и смотреть этот спектакль?

Вам не нужно идти смотреть «Макбет.Кино.» если: Вы не готовы выделить 5 часов своей жизни; Вы не готовы воспринимать современную трактовку Шекспира; Вы не любите театральные эксперименты; Вы хотите отдохнуть при просмотре спектакля.

Вам нужно посмотреть «Макбет.Кино.» если: Вы готовы смотреть спектакль 5 часов; Вы хотите увидеть что-то нестандартное; Вы хотите разгадать замысел режиссера (с первого раза не получится, но попробовать можно); Вы любите хорошую разноплановую музыку.

Дерзайте!


Kulick.Magazine — журнал о культуре и искусстве. Интерпретация классиков бывает разной…