giphy-14

«Любовные письма» в театре «Мастерская»

Марина Дё

В Санкт-Петербургском театре «Мастерская» прошла премьера спектакля «Любовные письма». Рассказываем, как всё прошло.

Фотограф: Дарья Пичугина

Почему люди любят театр? 

«Идеальная любовь возможна только по переписке»
Джордж Бернард Шоу

В театр можно отправиться в поиске новых ощущений, чтобы пережить события, которые в реальной жизни едва ли произойдут. А можно увидеть на сцене действие, которое так или иначе, принимая различные формы, может напомнить нам о нашей собственной истории. Так, после премьеры спектакля (антрепризы) Екатерины Гороховской по пьесе Альберта Гурнея «Любовные письма» вспоминаются личные романтические переживания. Но всё по порядку.

Режиссер Екатерина Гороховская умело показывает нам историю любви, где о любви не говорят. Создается атмосфера интимности происходящего. Мы, зрители, будто бы случайно стали свидетелями фатального развития событий в жизни двух людей. А используя умеренные декорации, художник Николай Слободяник поддерживает созданную атмосферу. Условные украшения работают на историю, не привлекая лишнего внимания: сцена завалена бумагой, а закрепленные вертикально прозрачные ромбы служат актерам холстом для передачи настроения между героями. Точно подобранное звуковое сопровождение Юлией Колченской и грамотно расставленный Дмитрием Албулом свет делают «картинку» идеальной. Создается впечатление слаженной командной работы. Зритель переносится в мир, где время остановилось, но лишь жизни героев мелькают, рассказывая историю платонической любви.

В полтора часа сценического действия на камерной сцене театра Мастерская уместилась целая жизнь двух влюблённых. Сложенная из незначительных подробностей, перед нами изгибистая история нелёгких взаимоотношений, когда герои до последнего отказывались замечать любовь.

Встретившись в школе, Мелисса и Энди заложили фундамент их маленького мирка-переписки. Они общаются в школе, а в записках рассказывают о детских печалях, делятся радостями, отправляют друг другу забавные рисунки. Не одобряя слишком тесное общение двух маленьких соседей, родители отправляют их в разные школы. Но это становится лишь еще одной причиной, чтобы писать друг другу письма. По мере взросления героев, их переписка также меняет своё очертание: простодушные и непосредственные записки принимают более острую форму. Влюбленные не стесняются выражений, жалуясь на школу, рассуждая о взаимоотношениях, творчестве. И вот, первая ссора, за ней ревность и нарастающее недопонимание — всё это меняет настроение между героями.

Чуть ли не впервые за всю историю постановки пьесы, роли главных героев Энди (Михаил Касапов) и Мелиссы (Арина Лыкова) на сцене играют молодые актеры. Это придает неожиданный масштаб, по-своему подчеркивая переходы между жизненными этапами героев. Михаил и Арина играют пронизывающе, иронически, насыщая историю современными нотками. Пластическое решение спектакля добавляет ясности в некоторую завуалированность в письмах героев. С помощью небольших деталей, своевременных жестов и верной интонации мы начинаем понимать даже самые тонкие перемены в настроении героев.

Хотя в наш век «быстрой любви», где всё работает в ускоренном режиме, сложно представить подобную историю реальной. Ведь переписка больше не является чем-то интимным и сокровенным. И всё же в ней есть место любви. Она трансформирует нашу жизнь, меняет её направление, а порой даже заставляет принимать неожиданные решения. Именно поэтому спектакль вызывает ощущение знакомой горечи, но в тоже время зритель испытывает катарсис от истории любви, так и оставшейся на бумаге.

Ирония судьбы! Кажется, ну поступи они иначе, и могла бы выйти чудесная история любви. Но герои поступают именно так, как свойственно обычным людям. Ошибаясь, совершая необдуманные, эмоциональные и по-детски упрямые поступки. Так в нашей жизни все мы оступаемся на любовном фронте. Все наступаем на «мину», жалеем, злимся и потом снова жалеем. История Мелиссы и Энди прекрасный пример того, что любовь — нечто большее, чем мы привыкли думать. Что мы сами иногда не понимаем, что же это за чувство. И что никто и никогда не будет застрахован от горькой фразы «слишком поздно».

Это слайд-шоу требует JavaScript.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.