Никола Маккартни

Московский театральный фестиваль. Мастер-класс от Николы Маккартни

В рамках ежегодного театрального фестиваля «Любимовка», проходившего с 3 по 10 сентября 2016 года в Москве, нам удалось попасть на лекцию Николы Маккартни «Драматург вне театра: социальная миссия, педагогика, поиск материала». Что интересного услышали? Рассказываем ниже.


Свободный автор: Ника Петрова


Пару слов о Николе. Шотландский писатель и режиссёр, драматург, одна из создателей проекта Class Act. Никола проводила проекты в тюрьмах, реабилитационных центрах, домах престарелых, работала с людьми, имеющими ограниченные возможности. У нас на родине Никола МакКартни стала известна благодаря проекту Class Act. Совместно с драматургами Михаилом и Вячеславом Дурненковыми, а также Юрием Клавдиевым она проводила семинары по драматургии, объединив в одном театральном пространстве детей из обычных средних школ и воспитанников детских домов. И ещё она искренне верит в то, что театр меняет людей.

Скорее, это даже была не лекция, а интерактив. И собравшейся публике пришлось не только послушать о том, что театр рассказывает о многогранных разных правдах и является зеркалом для общества, но и ответить самому себе на вопросы: «Что же такое театр для меня? Зачем я туда хожу?» Ответов было много, но всё же общим знаменателем стало то, что театр нужен, в первую очередь, для самой жизни, для трансформации и преображения.

Никола убеждена, что истории людей обладают своей неповторимой силой и практически каждому человеку нужно и важно быть услышанным. Особенно это касается разных социальных групп, которые, казалось бы, совсем далеки от искусства. Часто бывает очень трудно разговорить людей, сделать так, чтобы они действительно захотели рассказать вам свою историю. Поэтому требуется недюжинное мастерство и профессионализм, чтобы подросток, который вначале говорил, что он неинтересный и у него нет никакой истории, создал прекрасную пьесу или заключённый сочинил оригинальную оперу.

Никола попросила нас сделать одно задание: разбиться на пары и рассказать своему соседу о том, как он решил стать писателем, актёром, драматургом, сценаристом и т.д. Сосед должен внимательно слушать и записывать все детали. Потом он расскажет историю так, как её услышал. Затем нужно поменяться ролями. Смысл упражнения был в том, чтобы научиться внимательно, эмпатически слушать. Поскольку на поверку оказывается, что все мы очень плохие слушатели. Заодно было полезно посмотреть, как твоя история преображается, когда её рассказывает другой человек. Опытным путём выяснилось, что люди чаще всего запоминают сильные эмоции, образы и смешное. Затем мы делились тем, с какими трудностями столкнулись в процессе работы.

Никола поделилась уникальным проектом, который сделала на Украине. В проекте участвовали подростки с западной и восточной стороны. Дети должны были работать в соавторстве и сочинить пьесу. В начале они практически ненавидели друг друга, но затем произошёл слом. Они смогли если не подружиться, то нормально общаться и сами поверили в то, что диалог возможен. И свою функцию социальный театр выполнил на 100%, выступив в роли миротворца и коммуникатора.

Конечно, напрашивается вопрос, для чего собственно драматургу заниматься такими малобюджетными делами, да ещё пытаясь изменить мир к лучшему. Никола уверена, что данный опыт обогащает драматурга, поскольку он учит и учится, даёт новый материал для творчества и действительно меняет жизнь человека одну за другой.

Итогом лекции стали 9 принципов работы мастера, которыми она подытожила своё выступление:

  • Слушай
  • Будь любопытным
  • Учись обучая
  • Имей разные точки зрения
  • Дай голос безмолвным
  • Танцуй! (умение вести диалог)
  • Используй драматургический подход к историям
  • Меняй мир и человека
  • Театр происходит не только в театре

Что ж, обязательно будем внимательно слушать, танцевать, ходить в театр и на новые встречи в «Любимовку».


Kulick.Magazine — ваш гид в театральную жизнь.