Kulick.Magazine, Вера Глаголева, Две женщины, Лендок

Концентрированная красота

Русский писатель Иван Тургенев и британский актер Рэйф Файнс «встретились» в кинокартине Веры Глаголевой «Две женщины». Свободный автор Kulick.Magazine Анна Макарова побывала на специальном показе фильма в Открытой киностудии «Лендок»


Свободный автор: Анна Макарова


Русская литературная классика поставляет остальным видам искусства неиссякаемое количество сюжетов. Конечно, не все из них успели «породниться» с кинематографом. В последнее время экранизации в России снимаются редко и, может быть, из-за этого становится особенно интересно, когда кто-нибудь все же решается взяться за Толстого, Достоевского или кого-то еще из этой великой братии.

17 марта на Открытой киностудии «Лендок» состоялся показ фильма «Две женщины», который снят по пьесе И.С.Тургенева «Месяц в деревне». Картину представили режиссер Вера Глаголева, продюсер Наталья Иванова и композитор Сергей Боневич. Рассказали про съёмки, про сложности, с которыми пришлось столкнуться при воплощении и про дальнейшую судьбу фильма. Прокат картины планируется и за пределами России: в том числе, в Великобритании и США. Отчасти благодаря тому, что исполнитель одной из главных ролей — Рэйф Файнс, который, как оказалось, хорошо говорит по-русски и является поклонником творчества  И.С.Тургенева.

Весь фильм, с первого до последнего кадра, пронизан бескомпромиссной любовью к девятнадцатому веку, во котором развиваются события. Парадоксальная ностальгия современных людей о той эпохе, которую лично они не помнят, но по которой искренне скучают. Как сказал композитор Сергей Боневич, это утраченный рай, который мы потеряли, и кто-то когда-то увидит его воскресшим.

Но это будем не мы и не наши дети или внуки. Зато благодаря фильму Веры Глаголевой у нас есть возможность хотя бы на полтора часа окунуться в ту эпоху и увидеть, как тогда «страдали и любили». Образы Тургенева гармонично перекочевали на киноэкран, не подвергшись каким-то основательным изменениям. И даже Ракитин с британским акцентом в исполнении Рэйфа Файнса не кажется чуждым русскому поместью девятнадцатого века. Что же касается двух ведущих актрис — Анны Астраханцевой и Анны Ливановой, то эпоха Тургенева им обеим оказалась явно к лицу.

Конечно, в «Двух женщинах» девятнадцатый век идеализирован. Это время солнечных дней, высоких чувств и нежных кружев. Несмотря на ясно выдержанный жанр мелодрамы, возникает ощущение, что в фильме счастливы все — хотя бы потому, что они живут в эту изящную эпоху, из которой зрителям в конце фильма не захочется возвращаться.

Сам сюжет почти отходит на второй план, а главным героем становится ни гордая Наталья Петровна, и ни трогательная Верочка, а красота. Она везде и не имеет никакого малейшего контрапункта. Видимо, Вера Глаголева и не хотела сюда его закладывать. Красота в лицах, пейзажах, словах, музыке. Она очаровывает и завораживает, но от ее вездесущности и концентрированности зритель не успевает устать за полтора часа фильма.

«Две женщины» — это нетипичное для современного зрителя кино. Оно легкое, воздушное, солнечное и говорящее на языке именно экранизированной классики. Не переосмысленной как-то абсолютно по-новому, а экранизированной. Как не парадоксально, кино становится необычным именно благодаря классическому подходу, отсутствием новаторских идей и решений. Создатели честно экранизировали И.С.Тургенева и признались в любви той эпохе.

«Главный посыл фильма — это гордость за то, что ты русский», — сказала после окончания Вера Глаголева. Стоит признать, формулировка довольно пафосная, но ее реализация красива, и только. Всепоглощающая красота людей и их чувств в беспрецедентно красивом времени.