Роман Габриа

«Рома, тебе надо не рисовать, а идти в театральный институт». Интервью с Романом Габриа

Талантливый человек талантлив во всем. Кажется, эта фраза была обращена именно к Роману Габриа. Как сложилась творческая жизнь режиссера и что интересного он поведал Kulick.Magazine, читайте ниже.


Свободный автор: Руся Голубенцева


интервью роман габриа
Я знаю, что у тебя за плечами художественное училище и мама хотела, чтобы ты стал художником. Как так получилось, что ты стал  актером, а впоследствии режиссером?

Роман: Наверно, я слишком много шутил на занятиях по живописи, быстро рисовал, потом бегал вокруг мольбертов и кривлялся (смеется). Помню, как педагог по архитектурной графике сказал: «Рома, тебе надо не рисовать, а идти в театральный институт». А потом на защите диплома по интерьерному барокко (я, кстати, получил красный диплом) приемная комиссия спросила, куда дальше собираюсь идти, на что я ответил: «Наверное, в театральный институт». Помню, зав. кафедры сказал: «Замечательно! В академии отличный постановочный факультет». А я ему говорю: «Да я не на постановочный. Я на актерский собираюсь». А они: «Как так? Столько лет потрачено на тебя зря». В общем,  совершено случайно. И главное, до поступления в Академию я  даже не знал, что есть такая увлекательная профессия — режиссер. Мы на кафедре режиссуры учились, и у нас был  актерско-режиссерский курс, поэтому нам давали сразу 2 направления. Это было очень полезно.

Роман Габриа

Расскажи о своём первом поставленном спектакле.

Роман: Первая история называлась «Баралгин». Это был сочинительский образный театр. Камерная история, которую мы  воплотили с артистами, касалась темы столкновения материального мира и мира внутреннего, душевного в достаточно жестоких обстоятельствах. Впрочем, это был персональный сюжет, который бы я не хотел расшифровывать.
режиссер театра мастерская

Каково было ставить? Всё же это был первый режиссерский опыт.

Роман: У нас был режиссерский курс, и поэтому ничем новым я для себя не занимался. Всё то же: этюды, зачины, композиция, событие, действие. То есть применял на практике те знания, которые получил в институте. Я пробовал, искал, экспериментировал. Первые 3-4 спектакля сочинял вообще сам, принципиально. Мне было важно научиться находить сценические решения сюжетам, картинкам, которые возникали в воображении. Это важный опыт, потому что, во-первых, это поиск языка, своей темы, какой-то болевой точки. В любой оконченной пьесе, тем более поставленной десятки и сотни раз,  язык уже как будто находится внутри. Ты ее читаешь, и сами по себе приходят фантомы, картинки, видишь, как ее надо играть, как ее надо ставить, какие интонации там должны звучать. И бесконечные сравнения. Когда же ты сочиняешь сам, ты действительно именно свое внутреннее анализируешь. Все мои режиссерские поиски происходили изнутри меня самого, то есть это были впечатления от жизни, от прочитанных книг, от событий, которые меня окружают, от отношения с отцом и матерью, от простых вещей. Такой анализ внутренних переживаний. Вот на этом материале было, наверное, очень правильно начинать. Не совсем легко, потому что легче поставить уже проверенную пьесу, но это было правильно, потому что я искал себя, искал язык, искал, как это делать. И даже до сих пор в любой работе, когда берешь готовую пьесу, я уже понимаю, что нужно требовать от артиста, чтобы у него замкнулось «я, литературный герой и роль».

Роман Габриа

А что служит вдохновением?

Роман: Всё, что угодно. Мир большой, и чем дальше ты вылезаешь из комнаты, в собственный двор, из собственного двора, в страну, мир и так далее, там можно и до космоса добраться.
режиссер габриа

Недавно ты сам сыграл Гамлета в собственном спектакле «Однажды в Эльсиноре. Гамлет». Расскажи поподробнее.

Роман: Вот здесь я так скажу – это для меня была работа. Я не выходил на сцену много лет и поставил для себя точку, потому что это две совершенно разные профессии, несмотря на то, что говорят, что одно другому не мешает. Мешает. Товстоногов ответил на подобный вопрос, что надо заниматься чем-то одним, иначе  можно запутаться, так как это совершенно разные кухни. Но ведь надо из всего извлекать положительный опыт, правильно? В данном  случае мне показалось это любопытным. Как режиссер я находился снаружи текста, конфликта, а тут я провел разведку внутри. Проверил текст  и внутренние связи, логическую цепочку. Я не могу сказать, что я получал огромное удовольствие от присутствия на сцене, но это была такая работа и интересный опыт. Опять-таки, это стечение обстоятельств, что Женя Шумейко сломал руку и физически не мог оказаться на сцене, а был продан весь зал и театр стоял в таком неудобном положении — что же делать? А при проданном зале отменять спектакль, наверное, не очень красиво. Мне ничего не оставалось, как одеть костюм. Но, видите ли, спектакль поставлен на артиста совершенно другой психофизики и сценических возможностей, чем у меня, поэтому спектакль имеет особую атмосферу. И мое в нем присутствие было немного притянуто. Если бы я ставил на артиста моих данных, а я интроверт, то спектакль имел бы совершенно другие краски. Возможно, более мрачные. Имел бы меньше музыкальных и танцевальных эпизодов, и была бы совершенно другая история и другие связи, а тут мне пришлось войти в ту схему, которая создавалась под такого артиста как Женя Шумейко.

Роман Габриа

А как оценили твою игру артисты спектакля?

Роман:  Гамлет — это история сочинительская, это не прямое следование классической трагедии Шекспира. Я делал ее про театр, в какой-то степени про театр «Мастерская», про дух, который в театре «Мастерская». Поэтому я шел по собственным шагам и ничего такого разрушительного в свой спектакль не внес, и поэтому у артистов спектакля отзывы положительные. Вообще партнёрствовать с ними было интересно.

В спектакле много интересных моментов. Например, ты оживил граффити Бэнкси « Целующиеся полицейские».

Роман: Замечательно, когда люди это понимают, потому что это такие цитаты. Перекличка с современной Англией. Да и Бэнкси не последний из современных художников. Считаю его серьёзным мыслителем.
режиссер роман

А не боялся, что раскритикуют такие смелые решения?

Роман: Думаю, многие приходят, в конце концов, к такому резюме: когда делаешь, думать о зрителе не стоит. Поэтому я вообще не думал, как отнесутся. Я старался сделать честно. Я старался отразить дух времени, который я вокруг себя сам вижу и ощущаю. Вот та особая атмосфера. Я понимал, что современному человеку и в частности мне самому неинтересно видеть эту историю такой, какой она была в 20 веке. Я искал простой язык, что бы это было доступно сегодняшним молодым людям, моим друзьям, моим знакомым, чтоб им был интересен Гамлет. Смотреть фильм Козинцева или телеспектакль Брука они будут вряд ли. Привнесение в сюжет спектакля фигуры Пастернака тоже была принципиальная задача. Мне было важно, чтобы наш Гамлет был именно русским. Личность переводчика моментально соединила текст, историю и судьбу, ведь перевод происходил при определённом цензоре. Я, конечно, имею ввиду Сталина.

Роман Габриа

Ты начинал в основном с экспериментальных спектаклей, а сейчас, как мне кажется, отходишь больше в классические. С чем это связно?

Роман: Я делал экспериментальные спектакли и сделал их достаточно. Мне до сих пор интересно, и я от этого не отказался еще, подождите (смеется). Хотя я считаю, любой спектакль экспериментальный. Сейчас все эти поиски принято называть постдраматическим театром. В общем, я в этом «пост не пост» плохо понимаю. Меня иногда подкалывали, могу ли я сделать что-то в духе привычного психологического театра, и я сам задавался вопросом: «А могу ли я сделать то, чему учился изначально?». Вот, например, «Любовь и Ленин» — это вызов самому себе и тоже полностью сочиненная история. Пьесу я писал сам с помощью 47-48 тома собрания сочинений, конечно. Сама жизнь меня ведет. Для меня это необычный подход, потому что Ленин — это фигура уже постмодернистская. Что такое Ленин сегодня? Это в лучшем случае сувенир, значок или украшенный гулями памятник на улице с дырой в плаще. А мне захотелось разглядеть в нем простого человека. Мы постоянно говорили на репетициях, что самое важное, что Ленин был такой же человек, как мы. И даже мог любить. В этом весь парадокс. Многие критики говорили, что нельзя это делать и нельзя это смотреть. Да почему нет? Тем более мы его рассматриваем до того как он  стал вождем. Он простой журналист, довольно посредственный, русский эмигрант, запутавшийся в личной жизни. А до этого спектакля, был «Андрей Иванович возвращается домой» по поэме Фаины Гримберг. Современная  поэма, действие которой мы перенесли в 94 год, время первой чеченской войны. А до этого был «Офсайд» – очень тёплая документальная повесть про ленинградские дворы, про время в которое мы выросли, про 90-е годы, когда мы были подростками. В общем, про всё то, из чего мы состоим. Поэтому я не могу сказать, что я как-то в классику ударяюсь.
режиссер театра мастерская габриа роман

Самый запомнившийся тебе спектакль?

Роман: Было много всяких историй и на показах, и на гастролях. А вообще я люблю процесс, как спектакль создается. Когда мы делали «Андрея Ивановича», мы поехали в Новгород в экспедицию, так как в нём звучит русская фольклорная музыка, стилизация народных напевов. И вот это было самое классное: древние храмы 14 века, изучения быта. Из всего этого мы придумали потом и решение и декорацию. Вот это интересно было.

Когда мы с Сергеем Агафоновым делали «Хронику» в ONлаборатории, спектакль 2009 года, то изучали жизнь города. Нам нужно было найти темпоритмы светофоров, улиц. Вот это было круто, классно. Это и есть ремесло и профессия. А случай интересный есть на каждом спектакле.

Есть ли актеры, с которыми тебе нравится работать больше всего?

Роман: Марина Даминева, Морозова Ксения, Сергей Агафонов, с которым я сделал 6 спектаклей. Я могу сказать, что с ними у меня есть связь, но это не значит, что нам легко работать. Работать совсем нелегко. Это уже как дела семейные. Но результат всегда очень плотный, содержательный. Вот Вася Щипицын, исполнитель Ульянова, Полония – один из сложных артистов, с которым приходилось работать, но его сложность меня скорее удивляет и наоборот цепляет, подталкивает, и я понимаю, что у меня тоже есть какие-то профессиональные недостатки, которые надо преодолевать, раз такие сложности возникают. Но это интересно. С Алексеем Потёмкиным у меня в «Лолите» вообще ничего не получилось — и это тоже результат.

Роман Габриа

Есть ли самый любимый спектакль?

Роман: Все любимые. Когда смотришь «Гамлета», когда случаются события, когда есть энергия, когда зал схватывается с артистами, бывает такое впечатление, что вот это круто. Через неделю же играется «Ленин», и там нет гамлетовской динамики. Там тихие документальные сцены, и я вижу, как актеры партнерствуют друг с другом, как зал притаился и слушает. Мы добивались киносуществования. Никакого театрального нажима. Простые события: сидим за столом, приехал в гости Максим Горький, накрыт стол и люди спокойно общаются. И тогда вижу, что возникает настоящая жизнь, и тогда понимаю — вот оно.

Расскажи про свой опыт игры в кино?

Роман: Играл у Сокурова, у Германа-младшего, в «Столыпине» у Юрия Кузина. Но это все будучи студентом. Меня постоянно тянуло в режиссуру. Я часто делал наброски спектаклей, этюдов. Как любого студента, меня видели в каких-то спектаклях студенческих и курсовых и приглашали сниматься.
режиссер габриа

Понравилось?

Роман: Если бы мне это было интересно, я бы занимался этим до сих пор и плотно. Я понимаю, что в этом есть определенный кайф. Но представляешь, какая это замечательная пища для ума создавать спектакль. Одновременно ты изучаешь эпоху, срезаешь историю, влезаешь соответственно с эпохой и с историей в костюм, в социум, в менталитет, в быт. Раз, и ты уже оказываешься в другом времени, и это дико интересно. Потом одно цепляет другое: музыка, искусство, среда в которой происходит действие, живопись, скульптура, архитектура. А потом создаешь сам спектакль, мезансцены, работаешь с артистами. Ну, извини меня, это, по-моему, гораздо интересней, чем быть даже очень хорошим исполнителем.

Я хотел бы на самом деле снять кино, но это совсем другая профессия. Нужно уметь мыслить эпизодически. Это совсем другой труд. Я пытался сам любительски снимать и у меня есть идеи, и я их обязательно исполню, но рассказывать пока не буду. А относительно театра — это просто интересно. Получается произведение как книга. Когда зритель приходит, и он её читает, а мы её рассказываем. Книга может быть простой или сложной, рассказом или даже комиксом, но именно этим театр очень любопытен.
габриа роман

А какие творческие планы?

Роман: Сейчас я взялся за новую работу: в основе реальная история Билли Миллигана. 1977 год, Америка, реальный случай, произошедший в штате Огайо с неким Уильямом Стенли Милиганом, который обвиняется в некоторых преступлениях. При его психологическом обследовании доктор обнаружил у него множественное расщепление личности. В одном человеке было 24 личности. Это дико интересный документальный сюжет, в котором мы отбросили в сторону книгу и используя, то, что есть в интернете в свободных источниках, сами создаём сценарий. Из свободного источника сочиняется целая история, и конечно, театр «Мастерская» — это палитра актерских работ. И мне пришла в голову такая идея, что Билли Миллигана должен сыграть ни один человек. А раз их там 24, то каждую личность сыграют разные артисты. На данный момент мы работаем уже 3 месяца и у нас даже состоялся показ 1 акта. Сейчас в работе 17 человек. И в спектакле так построено, что есть такие 2 позиции – это доктор, который его лечит, и судья, который его судит. Доктор Хардинг, которого сыграет Вася Щипицын, считает, что Билли Миллиган — это больной человек, а любого больного человека нельзя считать преступником, а надо относится как к человеку и изучать его. И есть судья Флауэрс, в исполнении Сережи Алимпиева, который, наоборот, выступает со стороны обвинения и считает, что каждый переступивший американский закон должен сесть в тюрьму. И вот это столкновение двух позиций дает конфликт, который вот каким-то образом в ходе сюжета должен возникнуть в зрительном зале. Такой внутренний спор: кто же этот человек — преступник или жертва? А все остальные артисты будут исполнять роли личностей самого Билли Миллигана. Начинаем мы с того, что это будет размышление о возможностях человеческого сознания, а где вынырнем, пока не знаю.
габриа роман режиссер

Самим Билли Миллиганом будет Илья Борисов. Я шел по такой логике, что из всей труппы театра я выбрал на роль такого парадоксально артиста, на которого не подумаешь, что он что-то плохое может сделать. То есть Билли Миллиган каким-то образом маскируется, внутри у него условно борются ангел и демон. И эти 2 мира ведут борьбу за душу Билли Миллигана. По крайней мере, мне это интересно.

Премьера спектакля будет в будущем сезоне. Вот сейчас мы сдали художественному совету набросок первого акта. Мы ищем форму кино. В «Ленине», например, тоже было кино, но больше по существованию. Я не хотел именно актерской театральной игры, когда всё это подается в последний ряд и все конфликты наружу. Концентрация внимания как-будто нас снимает камера, снимает крупным планом наши глаза, губы, детали. В Билли Миллигане я хочу добиться именно киноформы: киношного монтажа, когда место действия быстро переносится из студии ток-шоу (ведущую сыграет Полина Сидихина), где обсуждают Билли Миллигана, в больницу, где он сидит в маленькой камере, из маленькой камеры в зал суда. Вот такие киноходы. Это ведь определённое удовольствие: ходить в кино. В театр, как в кино.

Роман Габриа


Опросник Марселя Пруста


  • Качества, которые вы больше всего цените в мужчине?

Честность.

  • Качества, которые вы больше всего цените в женщине?

Доброта.

  • Ваша идея о счастье?

Заниматься любимым делом.

  • Где Вам хотелось бы жить?

Где-нибудь в горах.

  • Ваши любимые писатели?

Вот по необычности, по спутанности, по междустрочию я скажу, что Набоков.

  • Ваше любимое изречение?

«Не против, а за».

  • Любимый литературный герой?

Иисус Христос.

  • Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?

Никем. Хочу быть собой.


Спектакли-постановки:

— 2007 г. — «Баралгин» (получил диплом СТД Москвы-проект Питер Москва -Питер),премьера состоялась в музее им. Ф.М.Достоевского.

-2008г. — Македония. «Птицы» совместно  с музеем Достоевского. Автор идеи Тино Святозаров.

— 2009г. — «Хроника»(лучший спектакль, режиссерская лаборатория «ONTeatr» ,театр Ленсовета)

— 2009г. — постановка в ТК «Открытое пространство» (вольная версия Аристофана «Лисистрата») спектакль «Стереотип 4».

— 2009 г. — эпизоды из «Соломеи» О.Уайльда

— 2010 г. — документальная повесть, спектакль «Офсайд», премьера состоялась на малой сцене МДТ (СПб), спектакль получил главный приз «За лучшую режиссерскую работу» фестиваль «АртОкраина» (СПб) октябрь 2010 г.

— 2010 г. — постановка танцевального экзерсиза «Not connection», (Хореография) Михайловский театр.

2010 г. — художественный руководитель фестиваля современного искусства «Улица.Место.Для всех.», продюсер М. Авимская ,при поддержке  комитета по молодежной политике  г. Санкт-Петербург. (театр, музыка, живопись)

2011 г. — режиссёрская работа по поэме А.Никонова «Тримедин» в исполнении автора ( музей Зигмунда Фрейда, СПб)

2011 г. — куратор граффити акции «Достоевский и Космос» (Центр современного искусства им.С. Курёхина и комитет по Культуре СПб)

2012 г. — «Мистер Лолита» — автор инсценировки и режиссёр-постановщик синтетического проекта по роману Владимира Набокова «Lolita». Совместно с группой «Ёлочные игрушки» и ви-джеем Олегом Михайловым.

2013 г. – Режиссер постановщик спектакля « Андрей Иванович возвращается домой. » Былина настоящего времени по одноимённой поэме Ф.И. Гримберг. Премьера (театр-фестиваль Балтийский дом). ТК «Открытое пространство». ( Фестиваль «Рождественский парад» — премия лучшему спектаклю за художественную целостность. За раскрытие образа Андрея Ивановича. фестиваль Арт окраина приз за лучшую женскую роль)

2013 г. –  «Гамлет» трагедия Шекспира. Южная Осетия г. Цхинвал. Государственный театр им К. Хетагурова.

2013 г. — «Блог$ blue$ & бизнес» моноспектакль по рассказам писателя – блогера Александра Уткина в исполнении автора.(Лауреат премии лучший книжный блогер 2013 года). Режиссёр.

2014 г. — Режиссёр. Автор инсценировки «Борис Рыжий. Lego. Стихи». Литературная композиция по стихам и дневникам уральского поэта. (Музей Ф.М.Достоевского)

2014 г. — Режиссёр. Театр «Морошка». Спектакль «13 песен о любви»

2014 г.- «Однажды в Эльсиноре. Гамлет» Санкт Петербургский Театр «Мастерская»  Григория Козлова. Режиссёр.

2015 г. — « Любовь и Ленин» режиссёр и автор пьесы. Театр «Мастерская» ( спец приз премии «Прорыв» Ксении Морозовой за роль Н. Крупской)

2016 г. — готовится к постановке «История Билли Миллигана»