илья резник

Творческий вечер Ильи Резника

Kulick.Magazine удалось лично послушать и пообщаться с гением нашего времени — Ильей Резником. Какие советы дал поэт своим юным коллегам и какие истории из жизни поразили гостей вечера? Обо всем из первых уст.


Свободный автор: Катя Амелина
Фотограф: Николай Карпов


Творческий вечер российского поэта-песенника Ильи Резника начался с щедрого акта дарения. Под звуки известного «Вернисажа» в зал было внесено все соцветие книг маэстро.

илья резник

Не одно поколение выросло на легендарных песнях «Золушка», «Старинные часы», «Кабриолет», «Чарли»… Список можно продолжать бесконечно. Для одной только Аллы Борисовны Пугачевой в свое время была написана 71 (!) песня.

14 октября поэт был счастлив в очередной раз выйти к своим поклонникам. Как человек, в кругу которого встречают (а, к сожалению, иногда и провожают) «по одежке», г-дин Резник остался верен фирменному стилю: белый костюм, смелый галстук… Мистер-безупречность во всем — от рифмы до внешнего вида.

В этот вечер он, конечно, немного спел для публики. Но в основном со сцены звучали стихи. Это повествования о любви и ненависти, о слезах счастья и горечи предательства, в которые мастерски вплетены знаменитые имена и иностранные слова-приживалы. Однако, воспевая звезд лужковской эпохи, Резник начал вводить аудиторию в легкое недоумение. Его героев не было в зале, а слушать о них заочно зрители посчитали скучным. Тогда пара листов текста была отложена в сторону и началось обсуждение более актуальных вопросов.

Одиозно рассуждая о превратностях адюльтера, поэт в очередной раз напомнил нам, что в жизни необычайно важны любовь и надежный тыл, самореализация и верные друзья. И с этим сложно не согласиться.

За спиной г-на Резника копится огромный жизненный опыт: блокада, эвакуация, горький вкус сиротства, безденежье. Были времена, когда натирая кровавые мозоли на руках, он катал на лодках по ночам влюбленные парочки. Счастье заработать два с половиной рубля было огромным. Потому есть в творчестве Резника немало драматических строк, в том числе, целый сборник молитвенных текстов.

«…Как-то в течение 10 дней на меня нисходил поток молитв, я записывал их где только возможно, как «художник на манжете». Но потом не нашел ни одной строчки. Все потерял. У меня было ужасное состояние…»

Тем не менее, все было восстановлено, благодаря другу Ильи Рахмиэлевича — художнику Игорю Каменеву, который записал многое на автоответчик. Он же и проиллюстрировал издание, а вот предисловие к книге принадлежит перу патриарха Алексия II.

В далекие 70-е на службе в театре Комиссаржевской Илья Резник понял, что актерство как таковое не является его истинным призванием. Поэтому он полностью переключается на создание эстрадных песен для таких исполнителей, как Эдита Пьеха, Николай Караченцов, София Ротару, Михаил Боярский и другие. Пишет пародийные тексты для феноменального Виктора Чистякова. Здесь нельзя не отметить его нынешнее недовольство работой РАО, в котором, по словам г-дина Резника, было организовано «жульничество необъятных масштабов» в отношении авторских выплат как ему, так и другим деятелям искусства.

илья резник

В небольшом интервью нашему изданию поэт признался, что иногда, возвращаясь к своим рукописям, искренне удивляется: «Неужели это написал я?..»

— Илья Рахмиэлевич, а это действительно Вы?

— Нет (смеется), это все негры из Зимбабве. Я так отвечаю, когда кого-то удивляет, что я написал столько книг.

— Очень хочется услышать от Вас золотые советы для молодых поэтов.

— Мой путь к поэзии очень нелегок. Я начал с пародий. Помню, как удивлялась Клавдия Ивановна Шульженко, когда Виктор Чистяков исполнял мою пародию ее голосом в Колонном Зале, а она сидела в грим-уборной и говорила: «Что такое? Я ничего не понимаю: я здесь сижу и там пою…Как такое может быть?» Постепенно, step by step («шаг за шагом» — прим. ред.), я перешел к поэзии. Очень поздно и очень мучительно, через разные жанры… Что можно сказать молодому поэту? Работайте! Высказывайтесь, будьте честны. Говорите от своего имени. Что думаете – то и говорите, и не фальшивьте. Если есть Божий Дар – ты поэт, а если нет… ты ремесленник. Какой я могу дать совет молодому поэту? Если он талантливый, значит, он уже поэт. А если он ремесленник – он будет просто сочинителем.

— Как найти своего читателя? Если поэт действительно талантлив, нужен ли ему хороший пиарщик? И если да, то сколько хороших пиарщиков нужно хорошему поэту в наше время?

— Знаешь, у меня никогда не было пиарщика. Может, это моя слабость и мои стихи никто не знает… Столько книг вышло, и не все знают, что есть такие книги, что есть басни, поэмы… Я не люблю слово «пиарщик», мне претит это слово. Так же, как и «коммерция».  Я книги никогда не продаю, я всегда их  д а р ю.

В последнем нет сомнения, ведь каждый гость творческого вечера получил от г-дина Резника книгу с автографом в подарок.

Каждый поэт всегда решает сам, что именно воспевать. В финальной части вечера прозвучало крайне пронзительное стихотворение, взывающее к совести злато- и власть имущих.

 «Постыдись, медяки получает твой первый учитель…»

Почему же Родина Пушкина так безучастна? Еще Ван Гог говорил, что носитель искры творчества должен быть сыт и согрет, чтобы создавать шедевры. Но на нашей парадоксальной земле, невзирая на все лишения, неверие и обесценивание, продолжают творить самые талантливые люди. И, как это часто бывает, они далеко не из самых обеспеченных кругов. Что волнует пресыщенного человека? Явно не чье-либо стихосложение… Только познав истинную цену и вкус хлеба, можно писать ему оду.

В каждом своем ученике учитель создает шедевр, врач – маленькое чудо, а инженер – шаг в будущее. И, как сказал знаменитый российский поэт Илья Резник: «Береги своих гениев, Родина».


Kulick.Magazine — ты тоже можешь вдохновлять.