спектакль гадюка спб тюз

Она боролась до конца не понимая за что. «Гадюка» в ТЮЗе

На камерной сцене Театра Юных Зрителей прошла премьера спектакля по мотивам повести А.Н. Толстого «Гадюка». «За женщину её мало кто признавал, была уж очень тоща и зла, как гадюка». А может ли человек остаться человеком после пережитых трагедий?


Автор: Марина Дё


За свою недолгую молодость Олечка Золотова пережила многое. Сначала убивают её родителей, сжигают дом, затем одноклассник собственноручно расстреливает бедную девушку. И всё же она выживает, влюбляется и идёт в кавалерию со своим возлюбленным, чтобы бороться, не понимая до конца, за что.

В спектакле зритель начинает осознавать происходящее в госпитале, где бедная Оля, которая, возможно, ещё не была «гадюкой», оказалась после пожара. Хорошо подобранный звуковой ряд погружает зрителя в атмосферу странного сочетания – полной безнадежности и необходимости выживать. Уникальность данного прочтения повести в том, что история рассказывается Золотовой взрослой, а молодая же Оля выходит на первый план и переживает все события. Зритель одновременно наблюдает два лица одного и того же персонажа. И это не только два лица – это два характера, две точки зрения, которые сталкиваются в одном и том же моменте.

Интересные решения были использованы для передачи сюжетной линии повести. Так, в кульминационных моментах время будто бы застывает, и уже взрослая Оля рассказывает историю происходящего. Зрителю выпадает шанс увидеть жизнь глазами героини – и действительно возникает ощущение того, что мы переживаем историю глазами самой Оли.

Сейчас многие театры используют видеоряд как декорацию, и этот интересный ход набирает популярность среди режиссеров. Так, в сцене атаки, когда убегал солдат, надвигающиеся кони будто «отматывались» назад, отдаляясь и создавая эффект полного погружения в сцену.

Режиссер Илья Носоченко смог всего лишь за час сценического времени показать не только историю жизни главной героини — «гадюки» Оли Золотовой, но и рассказать о быте кавалеристов времен гражданской войны. Характер и бытовые реалии того времени умело переданы с помощью костюмов и различных деталей антуража

Идея режиссера максимально детально воссоздать в спектакле исторический контекст реализовывалась благодаря работе с фактологическим материалом и библиотеками, что в рамках повести было сделано блестяще. И на фоне бытовых зарисовок еще больше мы видим, как проявляется характер героини, так как все бытовые ситуации, которые происходят во время сражения, комментирует Ольга Вячеславовна (уже взрослая гадюка). Это очень необычное решение, мы смотрим на всё повествование как на чьи-то воспоминания, горькие и пережитые. Зритель  сразу же понимает, как героиня чувствовала себя в конкретных ситуациях, она появляется из тени, комментирует события, является рассказчиком. Актриса Татьяна Ткач прекрасно передала всю горькую сущность «гадюки», которая началась с приглушенной злобы и вырвалась наружу спустя столько лет.

«Гадюка» Анны Мигицко (молодая Олечка) получилась очень сдержанной. Искренней, но не едкой, не язвительной. Спокойная игра Анны раскрыла характер Олечки в непривычном ключе. И чем спокойнее она казалась, тем концентрированнее была её реакция на происходящее. Тем сильнее по идее должны ощущаться моменты убийства, запугивания. Однако в её подаче не хватало какого-то молодого, хоть и злого, но задора. Ведь характер и судьба девушки развивались трагически, а трансформация из молодой девушки в «гадюку» происходила не сразу. Моменты проявления натуры «гадюшной» были достаточно сильные, но не истинно злые, поэтому ощущения страха перед ней у меня не возникло. А ведь «гадюка» — это женщина, с которой пересекаться не хочется совсем.

Каждая роль строилась на мелких деталях, в поисках которых находился режиссер и актеры. За час сценического времени слишком тяжело полноценно прочувствовать каждого героя. Мне кажется, премьера — это прощупывание почвы, а сам спектакль всё еще находится в поиске своей формы.

Образ Ольги в повести не идеалистичный — это не идейный персонаж, ведь она сама не до конца понимала, за что боролась в свои 19 лет: «Смотрела бы в окно из-за фикуса, а так не скучно». Но разве можно, сознательно идя на сделку с совестью, остаться человеком?

А как прошла премьера «Гадюки» в московском театре Сфера можно посмотреть здесь.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.