145

Почему это стоит увидеть? «Дьяволиада» в театре ЦЕХЪ

Очередное представление «Дьяволиады» по одноименной ранней повести Михаила Булгакова состоялось на площадке современного театра ЦЕХЪ 1 ноября. Почему это стоит увидеть и как относиться к подобным интерпретациям классических произведений – вопрос, ответ на который зарыт среди размышлений неслучайного зрителя.


Свободный автор: Яна Телова


«Путешествие в реальный мир сквозь призму не горящих спичек и церковного вина»

 — Вы же видите, я занят! Я еду! Товарищ, вы недоразвитый?

Бюрократическая машина государства способна вычленить из человека личность, заставить его в буквальном смысле кататься по полу от ощущения безысходности, терять рациональное мышление и поддаваться галлюцинаторному состоянию.

Совершенная мрачная «рукопись, которая не горит» Михаила Афанасьевича Булгакова разворачивает отвратительный мир, полный равнодушия, обмана и тайн во имя эгоистичного благополучия высших слоев населения. Главный герой повести Варфоломей Коротков, предстающий для общества Колобковым, 11 месяцев жил в тишине и спокойствии, увлеченный своим «теплым» рабочим местом, где от него ничего не требовали и не ждали – он с слоновьим спокойствием ставил печати и подписывал документы в Главцентрбазспимате (сокращённо Спимат). Ровно до тех пор, пока однажды не случилось страшное: коварная ошибка закралась в подписанное Коротковым, и на следующий день тщедушный малый оказывается без работы с зарплатой, выплаченной «продуктами производства», то есть спичками, которые разве что выжгли ему глаз, а в целом оказались непригодными для использования. Именно с этого момента и можно начинать поминутный отчет до Коротковской смерти.

Фантасмагорическая реальность и безумное обилие неприятностей, сваливающихся на голову ныне безработного, невозможность противостоять бюрократическим людишкам, и, как следствие, полная потеря самообладания и разума – вот как в двух словах возможно описать повесть.

Коротков становится для общества «недоразвитым», «маленьким человеком», у которого имеются явные отклонения от общепринятой нормы. От него отмахиваются, как от назойливой мухи. «Уже поздно. В пятницу, в пятницу», отвечает Кальсонер в ответ на просьбу Короткова решить проблему с нелепым увольнением. В пандан ко всем обрушившимся неприятностям идет еще одно глобальное – потеря документов. Это очередная метафора от Булгакова: исчезновение документа, подтверждающего личность, потеря самой личности как таковой. А важное уточнение о том, что бумаги не просто потеряны, а украдены, говорит о том, что и разум Короткова был украден равнодушной бюрократической машиной государства. Все в жизни главного героя обречено на пересечения реального и ирреального, где второе захватывает власть, как показывает Булгаков своим неравномерным скачущим из локации в локацию, повествованием. Коротков вскрикивает «Лучше смерть, чем позор!» и проваливается в бесконечную пропасть, падая с крыши.

В то время, когда повесть была закончена, она занимала довольно скользкое положение, с малыми надеждами на возможность встретиться со своим читателем. Булгаков понимал, что своим произведением он жестоко раскрывает всю подноготную реального мира, критикует политический строй страны. Писатель приобрел известность в частности после написания «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Морфия», и далеко не в первую очередь благодаря «Дьяволиаде». Так ли это справедливо?

Основатели театра ЦЕХЪ – это труппа, рожденная в стенах Санкт-Петербургской театральной академии, в мастерской А.А. Праудина – сошлись во мнении, что «Дьяволиаду» можно и нужно узнавать современному зрителю. В деле молодые ребята, связанные не только любовью к театру и желанием стать артистами, но идеей поиска новых форм. Получив дипломы в 2013 году, актеры и режиссеры приняли решение о создании Цеха Свободных Художников, который впоследствии стал называться просто ЦЕХЪ. В настоящее время они активно развиваются, предлагая зрителю неплохой выбор для удовлетворения, так сказать, культурных потребностей: от мрачной и глубокой «Дьяволиады», то детской и легкой «Мухи-Цокотухи».

Однако, вернемся к тягучей реальности «маленького человека», Варфоломея Короткова. Несмотря на то, что в повести Булгакова фигурирует сравнительно большое количество персонажей, мастера современного театра решили обойтись лишь тремя главными. На сцене появляется высокий юноша в черном пальто, обладающий длинными волосами и невероятным голосом, способным звучат по-кальсонерски созвучно с «медным тазом», и по-женски игриво. Сразу становится ясно, что как минимум слушать будет чрезвычайно приятно. Алексей Фролов взял на себя ответственность представлять аж пять героев повести, включая женский образ соседки Короткова, приносящей герою церковное вино, выплаченное ей пресловутыми «продуктами производства».

Хочется отметить определенное мастерство артиста Арсения Воробьева, который исполнил роль Короткова. Импульсивность, энергия, желание разобраться в происходящем, и, в то же время, отчаяние и безнадежность – это две личности, что составляли единое целое в одном человеке.

Безусловно, и Ниёле Мейлуте, играющая девушек в бюро претензий обладает харизмой, способностью изображать различные акценты и с любовью относится к своему делу.

Музыкальное сопровождение так же поражало: живая музыка, звучавшая благодаря Никите Орлову, Николаю Огаркову и Ольге Глазовой, органично вписывалась в то, что создавали артисты на сцене.

«Дьяволиада» — это быт, представленный в самом отвратительном своем проявлении. Это далеко не «нейтральное письмо», это повесть о гниющем маргинальном мире-марионетке, подвешенном на тонких, но крепких ниточках, управляемом бестолковой высшей властью.