дорогая елена сергеевна, тюз

«Дорогая Елена Сергеевна» на сцене ТЮЗа

Написанная в 80-х годах прошлого века, пьеса Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» оставила неизгладимое впечатление на каждого, кто её читал. Сам Эльдар Рязанов снял фильм по этому произведению, что произвело ещё больший резонанс: его показывали в актовых залах школ всем старшеклассникам и собирали экстренные родительские собрания о жестокости современных детей. Парадокс пьесы заключается в её актуальности даже спустя тридцать лет.


Автор: Руся Голубенцева


Сюжет

Казалось бы, простой сюжет: четверо друзей-одноклассников из 11 «Б» приходят к своей учительнице (Анна Дюкова), чтобы поздравить её с днём рождения. У Елены Сергеевны тяжело болеет мама, и ребята скрашивают её одиночество. И вот вроде бы поздравили, и подарки подарили, и песни спели, и потанцевали, и поговорили, но всё время ощущается, что пришли они не просто так. А оказывается, главная цель их визита — это ключ от сейфа, где лежат их нерешенные экзаменационные работы по математике, которые необходимо исправить, что бы успешно поступить в вуз. Елена Сергеевна — человек принципов, морали и справедливости, идеалист по натуре, ключ не дает. И тут радостный визит учеников оборачивается полнейшим глумлением над учительницей. В ту ночь все идеалы и принципы, за которые так держалась Елена Сергеевна, круто пошатнулись.

В этот самый момент раскрывается вся низкая сущность подростков, их отношение с собственной совестью. Лидер компании Володя (Иван Батарев) — дерзкий и расчётливый молодой человек, сын богатых и влиятельных родителей.  Избалованный и уверенный в себе, ничего не боится и готов идти по головам ради своей выгоды. Для него издевательства над учительницей — это прежде всего сделка с самим собой, спортивный интерес: «Я на вас загадал. Если мне удастся получить у вас ключ, у меня все будет хорошо». Паша (Кузьма Стомаченко) хоть и потомственный интеллигент, мечтающий стать филологом, слепо ставит свои цели выше всего. Витя (Олег Сенченко), потерянный и обделенный, с большим пристрастием к алкоголю. Ляля (Аделина Червякова) преследует цель продать себя подороже и устроится поудобнее в жизни.

Во втором акте до предела накалено словесное противостояние между Еленой Сергеевной и учениками. А как известно, слова порой ранят сильнее, чем физическое насилие. Учительница отважно защищается своей честностью и нравственностью против четырех расчетливых и подлых подростков.

О создателях спектакля

Режиссерская работа Александра Иванова, артиста ТЮЗа, выше всех похвал, а ведь это его дебют в роли режиссера. Спектакль получился сложным, многосторонним, очень тяжелым. Ни одна самая красивая любовная драма не сравнится вот с такой житейской историей, где веришь людям, считаешь их своими друзьями, а они на деле оказываются последними негодяями.

Сценография спектакля просто потрясающая. Художнику Александру Якунину браво. Не часто вместо Малого зала театра попадаешь прямиком в квартиру одинокой учительницы. Вот стоит прихожая, висит верхняя одежда, расставлена обувь и даже стоит утюг на гладильной доске. В следующей комнате, где и развивается всё действие и расположен зрительный зал, стоит угловой диван, а перед ним маленький столик, на стене висят фотографии и грамоты. Чуть дальше виднеется кухня и ванна. Совершенно нет границы со сценой, до актёров можно дотронуться рукой. Благодаря такой рассадке чувствуешь себя полноценным героем спектакля, который, к сожалению, связан по рукам и ногам театральным этикетом.

Актёры не просто играли, а проживали, пропускали всю пьесу через себя. Даже не верится, что в столь юные годы можно так сильно играть. В какой-то момент зал просто переставал дышать. Сильнейший монолог учительницы, во время которого плачешь вместе с ней: хочется подойти и обнять её, утешить, защитить. Вместе с актерами испытываешь весь спектр эмоций от безграничной радости до рыдания навзрыд.

Конфликт поколений

В пьесе показан сильнейший конфликт поколений. Эти дети оправдывают свою подлость несовершенством мира: что им тяжело жить из-за пресловутой бюрократической машины, что всё и везде пропитано грязью и низостью, что сама жизнь их учит быть такими: «Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить, фальшивить и показушничать. И учат нас этому десятки учителей и сама жизнь! Так что бросьте, Елена Сергеевна, мы — ваши дети. Кровные дети, а не пасынки, и не открещивайтесь от нас руками и ногами, вы нас породили сами!»

Но Елена Сергеевна даже в такой ситуации оставалась учителем. Она пыталась донести до учеников, что так же видела и грязь, и низость, и несправедливость, но, несмотря ни на что, необходимо оставаться верным своим принципам и своей совести, заниматься самовоспитанием человека внутри себя и не поддаваться дешёвым искушениям. И не надо отождествлять принципиальность с вредностью, это совершенно разные вещи.

На таких пьесах необходимо растить каждое поколение, а затем подробно разбирать и анализировать. В этот вечер не один зритель стыдился своих мелочных желаний и задавал себе вопрос: а как бы поступил я?

Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» — это наглядный открытый урок жизни для каждого поколения, на котором такой горькой ценой учат, как важно оставаться Человеком.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.