Сказки для взрослых

Долгожданные сказки для взрослых

Вначале прошедшего лета мы рассказывали вам, как проходит кастинг театрального проекта BAJKI. И вот, на сцене Театра эстрады имени А.Райкина состоялась долгожданная премьера спектакля «BAJKI. Сказки для взрослых». Делимся впечатлениями!


Свободный автор: Екатерина Филиппова


Ни для кого не секрет, что в большинстве своем современные театральные постановки стремятся удивить зрителя, заставить его думать, разгадывать замысел режиссера – лишь бы его «зацепить» и не оставить равнодушным. В наши дни сложно достичь этой цели: мы столько всего уже видели, чем нас только не удивляли… поэтому современный театр берет ориентир на образность и недосказанность (иногда даже в ущерб сюжетной линии постановки), обращаясь тем самым к фантазии и воображению самого зрителя.

Все вышесказанное имеет прямое отношение к новому спектаклю «BAJKI. Сказки для взрослых», премьера которого состоялась 7 октября на сцене Театра эстрады им. А.Райкина. В роли режиссера постановки выступил один из ярчайших молодых артистов театра эстрады Илья Архипов в соавторстве с художником и фотографом Богданой Менгер-Молодовской. По словам режиссеров, эта работа, выполненная в авторском жанре фолк-кабаре – попытка создать единый мир-миф, сотканный из таинственных и мистических мотивов, затрагивающих вечные и философские вопросы человеческого бытия. Стоит отметить, что этот спектакль является режиссерским дебютом данного творческого тандема, с которым мы их, к слову, поздравляем! А теперь расскажем о том, как прошла премьера «сказок для взрослых».

Только двери зала распахнулись, зритель сделал первый шаг – сразу перед его глазами предстала открытая сцена, на которой уже жили своей историей артисты: кто-то сидел и сплетал венок из травинок и полевых цветов, кто-то просто задумавшись прогуливался, кто-то разговаривал со своим другом… Еще до начала действия зритель настраивался на особую волну спектакля, вовлекался в мир некого села, деревни с приятными и простыми жителями. Этот знакомый прием безусловно органично был воплощен в данной постановке: было интересно, когда же и как все начнется…

Таким образом, прежде чем зрителю начали «рассказывать сказки», он смог прочувствовать созданную для него атмосферу, достаточно интересную и гармоничную… Забегая вперед, отметим, что главной особенностью спектакля «BAJKI. Сказки для взрослых» является его направленность именно на создание такой атмосферы, в которой разворачиваются различные темы и мотивы европейских баллад, заложенные в сюжет режиссерами.

Эта атмосфера достигается посредством декораций: их основой являются 110 подвешенных канатов на фоне обволакивающей задний план светлой материи. Она выступает в качестве своеобразного холста всего действа, где артисты рисуют свои сюжеты. Большая часть канатов образует динамичную прозрачно-свисающую «плетеную» стену. В ходе спектакля они представляют собой то лес с витиеватыми стволами деревьев, то поле с золотистыми колосьями, то загадочный подводный мир. Все эти метаморфозы возможны благодаря интересной работе режиссеров-постановщиков со светом.

Именно с помощью подсветки заднего плана сцены (канатов и самого «холста») создаются различные пространства, однако, игра со светом и тенью в спектакле используется куда шире. Так, например, мы могли увидеть лучи восходящего солнца, которые пробивались из правой боковой кулисы; потом наступала ночь, и голубой лунный свет освещал героев из зала. Порой сцена наполнялась светом изнутри, а иногда свет исходил прямо из-под нее самой.

Работа со светом выглядела более выразительной еще и благодаря периодически наполняющей сцену и даже зал туманной дымке, которая то становилась густой и всепоглощающей, то рассеивалась в лучах солнца. Также помимо качественной работы со светом и удачно обыгрываемыми декорациями фольклорно-эпический антураж спектакля создавался и посредством костюмов артистов. На девушках были простенькие деревенские платья, на парнях – шаровары да мужские просторные рубахи. Вся сказочная нечисть выделялась своими одеяниями: темные духи были в черных саванах, подводные жители – все покрытые морской тиной и водорослями, лесная колдунья – в черном платье, опутанном паутиной и с пауком на спине, русалка в костюме телесного цвета, расшитом жемчугом, бес – с бычьими рогами на голове и в черном балахоне. Эти костюмы логичны и не вызывают никаких недоумений. Загадкой явился костюм водяного: почему его образ был так похож на итальянского фавна – вопрос риторический… В первом отделении из-за этого мое воображение вместе с сознанием зашли в тупик.

Взрослые сказки

Я, в первый раз увидев героя в обличье фавна (с покрытыми шерстью ногами, обнаженным торсом и рогами на голове – Сергей Сафронов), подумала, что фавн – это фавн, и действие происходит, вероятно, в лесу. Но когда через некоторое время в первом отделении этот герой однозначно живет в подводном царстве, и ты понимаешь, что он – водяной… Тут как раз и случился мой когнитивный диссонанс: фавн – водяной. После спектакля я узнала, что герой С. Сафронова – изначально водяной. Почему авторы создали такой образ водяного – загадка.

А теперь, поделившись с вами атмосферой и стилистикой спектакля, перейдем к его сюжетной линии. Я уже упоминала, пока зрители заполняли зал, открытая сцена и ее герои возбуждали воображение: хотелось узнать, как же все начнется… Честно говоря, я не сторонник пересказывать содержание того или иного спектакля, поскольку восприятие образов и смыслов у каждого человека свое. Но относительно данной постановки я рискну поделиться своим мнением о ее сюжете: собственно говоря, его нет. Зрителю представлена череда порой мистических, порой бытовых картин, этюдов, зарисовок, которые, к сожалению, не стыкуются между собой. Как ни уверяли нас авторы спектакля – единый мир не складывается. Сюжеты разрознены, окончание каждого из них и переходы от одного к другому резкие. Создается впечатление, что либо единая концепция «недоосознанна» режиссером, либо «недовыраженна».

Конечно, я слишком резко сказала, что сюжета в спектакле нет – это не совсем корректно. Правильнее сказать, что нет единой сюжетной линии! Так действие началось (когда все зрители собрались) со сцены похорон матери. Достаточно тяжелое начало. На неосвещенной скамье лежала женщина в светлом деревенском платье, и к ней с венками подходили ее дети. Все это сопровождала пронзительная песня-колыбельная с народными мотивами (в исполнении Ри Виоградовой). В одной из ее строчек пелось: «Может быть сказка для них станет былью – дети увидят маму свою»… В душе затаилась надежда, что эта строчка будет еще как-нибудь обыграна по ходу спектакля, но увы этого не случилось. Первая картина была лишь эпизодом – просто одним из многих. И если же его разбирать как самостоятельную «картинку», то можно отметить что он был слаб. Объясню почему: этот сюжет вышел больше трогательным и светлым, чем трагичным… Тема же утраты, а в особенности утраты матери (как символа начала твоей жизни) одна из самых тяжелых. Поэтому если ее показывать, то это нужно делать так, чтобы у зрителя бежали мурашки, чтобы сердце сжималось от переживания, потому что это «перелом» для каждого человека. Конечно, если бы первая сцена была сделана, согласно вышесказанному, то на ней можно было бы сразу и закончить спектакль. Возможно по этой причине режиссеры сделали ее просто трогательной.

Взрослые сказки

Дальше пред зрителем разворачивались разнообразные то маленькие танцевальные картины, то вокальные отрывки, пластические образы, и среди них всего четыре более крупные сцены, которые можно назвать четырьмя отдельными, несвязанными между собой сюжетами.
Первый сюжет встречи молодой девушки (Ольга Павлюкова) со своим возлюбленным (Тимур Дятчик) после долгой разлуки. Но только возлюбленный вернулся к ней «не совсем» живой, чтобы заманить ее к таким же своим «друзьям». Когда вся нечисть приближается к ней, девушка спасается молитвами в очерченном круге. Злые тени не могут пробить круг, но они настойчиво хотят добраться до своей жертвы. Бедная девушка то и дело молится, но духи не отступают. Все заканчивается просто – наступает утро и тени исчезают.

Взрослые сказки

Следующий сюжет повествует о том самом водяном (С. Сафронов). Он заманивает другую молодую девушку Иву (Анастасия Лукьянович) к себе в водное царство. Она бросает свою любящую добрую мать (Юлия Чесняк), которая предупреждает ее не ходить к заводи, потому что ей снился дурной сон. Но дочь не послушалась ее и ушла. В водном царстве у нее рождается сын, и вдруг она начинает вспоминать свою «земную» жизнь (почему-то о ней напомнил сам водяной – зачем не понятно…) и решает подняться к матери. Она приходит домой – мать с радостью ее встречает. Однако очень скоро Ива хочет вернуться обратно к своему сыну. Мать не пускает ее. К их дому приходит водяной, зазывая Иву в подводное царство, стучит в двери, ломает в гневе все вокруг, приносит их сына в колыбели, чтобы она вернулась. Мать стоит на своем, прогоняя водяного. И он цепляет колыбель к одному из канатов, хватается за него сам и скрывается на канате вместе с колыбелью за кулисы… Мораль сей басни не ясна.

Взрослые сказки

Другие два крупных сюжета, представленные зрителю после антракта, опишем кратко. Один из них рассказывал историю герцога и лесной колдуньи-паука с прекрасным голосом, которым она его очаровала; а другой – о странной свадьбе, куда гостем пришел черт… Между ними была достаточно интересная зарисовка с участием всех задействованных в спектакле артистов, как они поймали муху. Заканчивается же спектакль тем, что сцена («земля») начинает уходить из-под ног артистов, тогда они хватаются за канаты и остаются парить в воздухе над «пропастью» – более-менее жизнеутверждающе. Однако опять же повторюсь, связи между сюжетами я уловить не смогла, как не смогла найти в них скрытой философии, или обращенного к зрителю вопроса.

Взрослые сказки

И, наверное, самое главное, о чем нельзя не упомянуть: спектакль «BAJKI. Сказки для взрослых» всеми приемами и средствами выразительности обращен к фантазии и воображению зрителя. Для создания образности авторы «отказались» от слов. Зачастую слова заменяются жестами, танцем, музыкой. Здесь отметим, что отдельное внимание режиссерами было уделено звуковому сопровождению спектакля. Оно должно было стать всеобъединяющим началом и смысловым источником. На мой взгляд, музыка, песни и главная вокалистка спектакля подобраны удачно, но это не может восполнить недостаток сюжетного единства.

Взрослые сказки

В итоге зритель получил качественно созданную благодаря оригинальным декорациям, прекрасной работе со светом и костюмам, соответствующим фольклорно-эпической стилистике, загадочную атмосферу и происходящие на ее фоне разрозненные сюжеты, не выстроенные в единую линию. Они наполнены музыкой, вокалом, современными пластическими-танцевальными номерами, акробатическими элементами, но чего-то все равно не хватает. После просмотра спектакля, увы, у меня не было ощущения, что мне рассказали сказку, хотя бы одну… Может быть несовершенство формы сюжетов не образовало единство содержания, а может быть наоборот – недостаток единого содержания породило несовершенство формы всего спектакля… Кто знает? А, может, дело во мне… но могу точно сказать (пообщавшись с несколькими другими зрителями): я такая не одна. Однако не будем забывать – этот спектакль дебютный для молодых режиссеров, и возможно у Вас (читателей) сложится другое впечатление, если Вы посетите следующий показ, который состоится в ноябре.

В любом случае, ходите в театр, вдохновляйтесь и вдохновляйте других!


Kulick.Magazine — современный журнал о культуре и искусстве. «Я — водяной, я — водяной…» (с)