чайка в театре мастерская

Рецензия на спектакль «Чайка. Сюжет для небольшого рассказа» в театре Мастерская

Мы привыкли воспринимать классику литературы как нечто, что, несомненно, написано правильно и считается эталоном, а любое её надменное комментирование — явным вызовом на «святая святых». Со школьной скамьи нас учат искать тонкую мысль того, что хотел сказать автор, написав о пресловутых «синих занавесках»? И порой мы просто не замечаем весь тот абсурд, который несёт писатель, слепо веруя, что вот это настоящая классика.


Свободный автор: Руся Голубенцева
Фотограф:  Дарья Пичугина


«Чайка» Антона Павловича Чехова ставилась несчетное количество раз, и всегда это была классическая постановка, но вот на малой сцене театра «Мастерская» получилась современная.

Дебютная режиссерская работа Максима Фомина получилась сильной, яркой и, с позволения, даже бунтарской. Не зря действие спектакля начинается с чтения рецензии критиков на провальную премьеру в Александринском театре. Таким образом, зрителю сразу же раскрывается другая «туманная и дикая» сторона знаменитой пьесы и настраивает на то, что классическую «Чайку» Чехова, здесь не увидят, и тем более не будут лить оду великому мастеру «краткости». И пока актеры занимают свои места на сцене, что бы показать своё видение пьесы, несогласные могут выйти.

tatyvvfnbww

Максим Фомин последовал за Костей Треплевым, исключив всё то «как люди едят, пьют, ходят, любят…», что возможно отвлекает зрителя. Он убрал всех лишних героев, оставив только Костю Треплева (Андрей Емельянов), Нину Заречную (Вера Латышева), Ирину Николаевну Аркадину (Екатерина Гороховская) и беллетриста Тригорина (Максим Фомин).

Визитной карточкой как литературной, так и театральной пьесы является тот самый монолог о «людях, львах, орлах и рогатых оленях». И вот Нина Заречная надевает белое платье-рубашку, и все вроде бы замерли и ждут прочтение о «людях, львах и прочих букашках». Но Нина надевает наушники, включает музыку и начинает танцевать, в то время как на полотне проецируется её изображение и слова из монолога. К чему эти новые формы? Насладитесь танцами.

yh4qtkrwksc

Игра актеров никого не оставила равнодушными. Они отменно высмеяли и  показали порой те нелепые, дикие и непонятные речи главных героев. Речи, правда, получились в одном темпо-ритме. Лишь эмоциональны были вспышки гнева Кости и умаление Ирины Николаевны остаться Тригорина с ней, но это ничуть не испортило спектакль, а лишь добавило ему  особенность.

eogydlnd-w4

Кстати, вот Тригорин получился совсем-совсем не Чеховский. Он не является центральным персонажем (это место занял Костя). Его роль в пьесе снижена до минимума, но что в прочем всё равно дает право на существование.

За всё время, что идёт спектакль, совершенно не чувствуется граница между зрителями и сценой. Актёры не раз обращаются в зал. Постановка получилась такой домашней, но при этом профессиональной и современной. Двусмысленно и символично получилось изображение трупа убитой чайки – на бумаге. То ли птицу убили, то пьеса мертва. Проецирование героев на экране отлично дополняет и, от части, помогает раскрыть режиссёрский замысел.

fefiqk6dz0q

Спектакль получился глубокий, заставляющий не один раз возвращаться к нему и обдумывать, впитывать. Постановка, несомненно, займёт прочное место в репертуаре театра «Мастерская» и завоюет не одну театральную награду.


Kulick.Magazine. «Чайка» на сцене прошла путь от провала до признания её гениальности. Судьбе не чужда ирония, людям не чуждо ошибаться.