спектакль Москва-Петушки театр Мастерская

«Ты всегда был алкаш, Веня!» Обзор на спектакль «Москва-Петушки» в театре «Мастерская»

Просьба не вставать со своих мест и не выходить на остановках. Kulick.Magazine вместе с театром «Мастерская» отправляет своих читателей в увлекательнейшее путешествие «Москва-Петушки». Поехали!


Свободный автор: Руся Голубенцева


Атмосфера спектакля чувствуется уже в фойе театра. Играет тихая советская музыка, а вместо привычных звонков, раздается бой кремлевских курантов. Зрители неторопливо начинают рассаживаться по своим местам. Девушка-билетер без лишних церемоний объявляет: «Уважаемые пассажиры, просьба отключить мобильные телефоны и не снимать во время спектакля. Хотя хрен с вами, снимайте, но только без вспышки». Гаснет свет, и зрители замирают в ожидании начала. Но свет не включается, и актеры не торопятся начать игру. Некоторые начали ерзать на местах, а особо не терпеливые закричали «Поехали». Но вот вспыхивает прожектор и перед нами предстает  Венечка Ерофеев. Спектакль начался…

Герой поэмы — Веня Ерофеев, образованный человек, но жуткий пьяница. Купив спиртное и гостинцев на последние деньги, он отправляется в свое путешествие из Москвы в Петушки к любимой девушке. В дороге Венечка рассказывает о своей любовнице и трехлетнем сыне, о работе бригадиром, знакомится с пассажирами электрички, очень много рассуждает на политические, исторические и философские темы и много пьет. Приближаясь всё ближе к Петушкам, от количества выпитого спиртного Венечка совсем теряет ощущение времени и пространства.

Ближе к концу первого акта из зала слышится голос: «Ты всегда был алкаш, Веня!» На что актёр задает риторическое: «А ты?». Не знаю, было ли это частью спектакля, но, несомненно, придало особую краску и пищу для ума в антракте.

Второй акт — это уже полное безумие Вени. Метаясь от вагона к вагону, он встречает то странную печальную вдову-княгиню, то Сфинкса, который не пускает Ерофеева в Петушки, пока тот не отгадает его чудные загадки про Минина и Пожарского. Как зрителю, так и самому герою становится сложно различить, что правда, а что его галлюцинации.

Постмодернистская поэма в прозе Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», не раз ставилась на сценах театров, где режиссеры обозначали новые грани поэмы и показывали свое видение. Но вот именно в «Мастерской» точно угадали с актером. Евгений Перевалов — очень верное олицетворение Венечки: незаурядная внешность, растрепанные волосы, тихий голос и холодные глаза с огоньком надежды.

Казалось бы, этот спектакль стоит ставить только как моноспектакль, где всё внимание приковывается к одному актеру. Григорий Козлов, художественный руководитель постановки, достиг определённого эффекта полноты и законченности «Петушков», добавив Алёну Артемову. Её игра внесла особую дополняющую, поясняющую функцию и обозначила расставленные акценты. Алёна стала музыкой спектакля, играя попеременно то на пианино, то на аккордеоне, то на лютне,  то даже на самом обычном ведре, тем самым окрашивая Веничкины душевные порывы и терзания. Она так же воплотила и всех второстепенных персонажей: буфетчицу с вокзала, милых ангелов, возлюбленную Вени, у которой коса от попы до затылка, трехлетнего сына, который лучше всех знает про букву Ю, сфинкса с его загадками, печальную княгиню и пассажиров электрички.

Актеры справились более чем на отлично, показав свою многогранность и талант. Все декорации и костюмы были задействованы в постановке и несли особую эмоциональную нагрузку в совокупе с инструментальными и шумовыми звуками.

«Москва — Петушки» — такая смешная, но такая грустная, глубокая, цепляющая постановка. Она оставляет яркие впечатления, заставляет думать и оценивать. Идти на неё, безусловно, стоит каждому. Особенно тем, кто прочитал произведение или ещё только собирается. Это отлично подкрепит прочитанное.

И да, несмотря на то, что это история о пьющем человеке и кажется, что вот-вот со сцены намахнет запах стойкого перегара, несомненно, проникаешься к Венечке сочувствием, восхищаешься его знаниями и несчастно-прекрасной израненной душой, которая жаждет своего утопического места – Петушков.


Kulick Magazine — журнал про культуру и искусство. Читайте, смотрите, слушайте больше наших интервью и посещайте театры!