Шекспир

Аллюзия на Шекспира: 400 лет спустя

Чтобы окунуться в атмосферу шекспировских времен, не обязательно ехать в Англию или мечтать о машине времени. Kulick.Magazine посетил выставку, посвященную великому драматургу, и рассказывает, что ее отличает от привычных экспозиций.


Свободный автор: Настя Дорогова


Выставка «Шекспир/Тайна/400» изначально открылась в конце мая в особняке Салтыковых-Чертковых на Мясницкой как продолжение нашумевшей «Алисы в стране чудес», приуроченная к 150-летию выхода сказочной повести. Теперь она переехала в Государственную галерею на Солянке, в бывшие соляные склады Ивана Грозного, где будет действовать до конца октября.

Особенность выставки в том, что в ней нет ни одного подлинного предмета, всё в ней – аллюзии, созданные по мотивам произведений, макеты, попытки воссоздания эпохи. В билет входит экскурсия, которая начинается каждый час. И мы настоятельно рекомендуем прийти вовремя, потому что оно действительно того стоит – испытано на собственном опыте. Гид провожает группу в цокольный этаж, где комнаты погружены в фиолетовый полумрак. Рассказ начинается с загадочного завещания Шекспира, которое уже полтора века является камнем преткновения для исследователей. Гостям предлагают посидеть на реплике елизаветинской кровати, служившей декорацией в одном из шекспировских спектаклей. Три огромных портрета на стене – три версии внешности драматурга, и ни одна из них не подтверждена какими-либо свидетельствами.

В следующем зале представлен огромный макет театра «Глобус». В театр зрители могли купить билет даже на сцену, чтобы показать знатность, новый костюм или пассию. А самые дешевые билеты, по 10 пенсов, позволяли бедным зрителям справлять нужду прямо в стоячем партере. Затем, через решетчатую дверь, мы попадаем в «Архив», где экскурсовод проводит мини-лекцию по различным версиям авторства – кто же Шекспир на самом деле? Небольшой перегруз количеством имен, дат и обилием портретов быстро сменяется расслабленно-романтичным залом «Сон в летнюю ночь».  К слову, это была любимая пьеса королевы. В зале представлены аллюзии-костюмы на моду времен Елизаветы. Можно немного отдохнуть, посмотрев короткий черно-белый немой фильм 1909 года «Сон в летнюю ночь».

По мере прохождения зала романтическая атмосфера накаляется до предела: под потолком стоят костюмы эльфов, а «орган запахов», как его называют организаторы, должен погрузить в атмосферу театральности, сонетов, шекспировских страстей и истории. Парфюмер специально подобрала сочетания запахов, наиболее соответствующих, по ее мнению, настроению пьес. Можно «послушать» запахи «Ромео и Джульетты», «Короля Лира», «Макбет», «Смуглой дамы» и просто открыть баночку с близким каждому словом «Love».

Немного жестокости все же присутствует, что неизбежно, если мы говорим о XVII веке. В углу стоит приготовленный к казни топор, а рядом – небольшая темница с макетом мужского костюма. Одна из жемчужин выставки – потрясающее белоснежное платье королевы. Это реконструкция костюма, выполненная во ВГИКе в 1980-х, известна по всему миру своей необычайной точностью. Еще одна любопытная деталь – созданный по сохранившимся эскизам походный клозет Елизаветы.

Множество картин-фантазий, увеличенные гравюры, изображающие шутов и комедийных актеров, которые должны были снять драматическое напряжение в конце спектакля, элементы декораций – все это создает впечатление закулисья эпохи Возрождения.

Наконец, последняя остановка – стол под лестницей, пункт отправления писем к Джульетте. Совместно с «Почтой России» выставка предлагает написать письмо в «Клуб Джульетты» в Вероне, откуда сотрудники непременно пришлют ответ. Фамилии тех, кого дожидаются ответные письма, доступны на сайте и в группе в Facebook.

В целом, выставка создает ощущение причастности к тайнам шекспировских пьес и его автору (или авторам?). Герои становятся объемными, почти ощутимыми – вот-вот выйдут из полумрака и тени. Немного интерактива в конце в виде написания письма оставляют приятное романтичное настроение, ведь Шекспир воспевал всякую любовь, юную и старческую. После посещения возникает неодолимое желание снова перечесть пьесу или сходить на спектакль: ведь «весь мир театр, в нем женщины, мужчины – все актеры».


Но если время нам грозит осадой,
То почему в расцвете сил своих
Не защитишь ты молодость оградой
Надежнее, чем мой бесплодный стих?
(У. Шекспир)

Kulick.Magazine — ты тоже можешь вдохновлять!